Доставка документов удаленным пользователям Н. Кузибаева, заведующая отдела информационных тезнологий Ташкетского областного информационно библиотечного центра «TURON»
Информационные технологии навсегда изменили привычную деятельность информационно-библиотечных учреждений. Они оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Внедрение современных информационных технологий, развитие и модернизация сетей коммуникаций, передачи данных, доступа к услугам Интернета ведет к радикальным изменениям в библиотечной деятельности. В наше время для развития всех сфер человеческой деятельности огромное значение приобретает актуальная и оперативная информация. Электронная доставка документов (ЭДД) является одним из каналов, позволяющих доводить требуемую информацию до пользователя и способствовать взаимоиспользованию документальных ресурсов.
Основными задачами ЭДД является: - обеспечение доступа пользователей к информационно-библиотечным ресурсам ИБЦ; - оперативная доставка документов удаленным пользователям с использова- нием новых технологий; - максимальное удовлетворение пот- ребностей пользователей в различных видах документов. Основные задачи
Общая логическая схема ЭДД ПОЛЬЗОВАТЕЛЬПОЛЬЗОВАТЕЛЬ Получение заказа на копию Обработка заказа СЛУЖБАЭДДСЛУЖБАЭДД Изготовление копии Доставка копии заказчику
Изготовление копий Процесс перевода печатных изданий в элект- ронную форму включает в себя: - собственно сканирование с использованием программы ABBYY Fine Reader. - обработку электронного документа с использованием программ Fine Reader, Photoshop, Word, PaintShopPro, Acrobat Exchange; - сохранение электронного документа; - доставку и транспортировку документа с использованием электронной почты.
Изготовление копий Изготовление копий Использование электронной почты для информационно- библиотечных учреждений стало повседневной реальностью. Электронная доставка документов же используется библиотеками далеко не в полной мере, хотя именно ЭДД позволяет решить задачу более полного обеспечения читателей необходимыми документами. На это есть несколько причин: - не все библиотеки имеют выход в Интернет; - не у всех библиотек, имеющих электронную почту, есть нужные программы, позволяющие получать сканированные материалы; - нет должной рекламы ЭДД; - правовые барьеры. Услуга по ЭДД сможет предоставляться только при наличии соответствующего технического и программного обеспечения: компьютеров с выходом в Интернет, принтера и сканера.
На рисунках отображается поступление, выполнение и отправка заказа пользователю в Ташкентском областном информационно-библиотечном центре «TURON» Поступление заказа
Выполнение заказа
Отправка заказа пользователю
Реклама Ни одно, даже самое верное, дело не двигается без рекламы. Если мы не будем информировать читателей о деятельности библиотек по электронной доставке документов, использовать все виды и возможности рекламы, о нас никто не будет знать.
Реклама В библиотеках могут осуществляться: Устная реклама: - беседа с читателем; - информирование читателей во время экскурсий по библиотеке; - выступления на мероприятиях в библиотеке. Печатная реклама: - буклеты; - закладки; - объявления на информационных стендах; - информация об ЭДД в «Памятках для читателя». Электронная реклама: - размещение информации об услугах ЭДД на сайте библиотеки.
Буклет Ташкентского областного ИБЦ «TURON»
Хранение копий В разных службах к проблеме хранения изготовленных копий существуют различные подходы. Многие службы ЭДД практикуют архивирование выполненных электронных копий, для случая повторных заказов. Создание электрон-ных хранилищ позволяет значительно ускорить ответы на запросы пользо-вателей, а в ряде случаев и применять полностью автоматическую процедуру поиска и передачи копии заказчику.
Оплата услуг ЭДД Выгода заказа электронной копии через службу ЭДД очевидна. Это экономия денег, а главное большая экономия времени. Оплата копии 1 страницы (А4) при заказе в службе ЭДД и оплата копии при отправлении заказа через почтамт в Ташкентском областном информационно-библиотечном центре «TURON» производится как показано в следующей таблице.
Защита авторских прав – важнейшая государственная задача, решение которой необходимо в том числе для создания новых, современных и качественных книг, журналов, учебников, справочников, энциклопедий, востребованных читателями библиотек. В Республике Узбекистан действует закон от года ЗРУ-42 «Об авторском праве и смежных правах». Решение правовых вопросов
Информационно-библиотечным учрежде- ниям, вступившим на этот путь, предстоит постоянно внедрять новые методы доставки, совершенствовать технологии обслуживания. Это потребует непрерыв- ного развития компетентности сотрудников и обучение их использованию новых технологий и ресурсов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!