Косвенные налоги в Налоговом кодексе в новой редакции Косвенные налоги в Налоговом кодексе в новой редакции Наталья Шмакова, Заместитель главного управления Государственного налогового комитета
К числу косвенных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость Акцизы;
При применении налогов, а также косвенных должны соблюдаться нижеследующие элементы: объект обложения; налогооблагаемая база; ставки; налоговый период; порядок исчисления; порядок представления налоговой отчетности; порядок уплаты.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ 1. Расширение перечня налогоплательщиков В действующей редакции Налогового кодекса плательщиками НДС являются: юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность. юридические лица, импортирующие эти товары (работы, услуги), а также физические лица, завозящие товары для собственных нужд сверх норм беспошлинного ввоза. В Налоговом кодексе в новой редакции плательщики НДС более конкретизированы и к их числу относятся: 1) юридические лица, имеющие облагаемые налогом обороты, 2) юридические лица, на которых возлагается обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за облагаемые обороты, осуществляемые нерезидентами Республики Узбекистан; 3) юридические и физические лица, импортирующие товары на территорию Республики Узбекистан, 4) участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо) при осуществлении им облагаемых оборотов.
Также в Налоговом кодексе в новой редакции плательщикам единого налогового платежа предоставлено право наряду с уплатой единого налогового платежа, производить уплату налога на добавленную стоимость на добровольной основе.
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ: В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции объект обложения сохранен. Объектом обложения по НДС является : 1) облагаемый оборот; 2) облагаемый импорт.
В Налоговом кодексе в новой редакции введены дополнительные статьи регулирующие определение : Оборота по реализации товаров (работ, услуг) Облагаемого оборота Облагаемого импорта
2. Введение понятия места реализации товаров (работ, услуг), с целью определения оборотов, подлежащих налогообложению в Республике Узбекистан; в целях унификации порядка определения облагаемых и не облагаемых оборотов по налогу на добавленную стоимость в Налоговом кодексе в новой редакции введена дополнительная статья регулирующая определение места реализации товаров (работ, услуг). Введение данной статьи в указанный раздел, позволит по установленным критериям по отношению к товарам и работам (услугам) определить их место реализации. признаваться Республика Узбекистан, то они будут подлежать обложению налогом на территории республики в установленном законодательством порядке и по отношению которых должны будут применяться установленные на территории республики ставки налога.
По работам и услугам местом реализации признается Республика Узбекистан если выполняется следующие условия: 1) По работам, услугам, связанным с недвижимостью – если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Узбекистан. 2) По работам, услугам связанным с движимым имуществом – если работы, услуги связаны с движимым имуществомнаходящимся на территории Республики Узбекистан. 3) По услугам в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры и спорта – если такие услуги фактически оказываются на территории Республики Узбекистан. 4) По услугам местом реализации которых является место осуществления деятельности покупателя считается территория Республики Узбекистан в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории республики, или на основании места, указанного в учредительных документах, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа (учреждения) в республики.
По работам и услугам местом реализации признается Республика Узбекистан если выполняется следующие условия: 5) По работам, услугам, которые не перечислены в пунктах настоящей части – предпринимательская или любая другая деятельность лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, осуществляется на территории Республики Узбекистан. Если реализация работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других основных работ, услуг, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ, услуг.
По работам и услугам местом реализации признается Республика Узбекистан если выполняется следующие условия: Местом реализации работ, услуг не признается Республика Узбекистан в следующих случаях: 1. работы, услуги, связаны с недвижимым имуществом, находящимся за пределами Республики Узбекистан. 2. работы, услуги, связаны с находящимся за пределами Республики Узбекистан движимым имуществом. 3. услуги фактически оказываются за пределами Республики Узбекистан. 4. покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Республики Узбекистан.
НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА: В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции сохранены подходы к определению налогооблагаемой базы. В тоже время для обеспечения прозрачности налогового администрирования введена Статья определяющая дату совершения оборотов по реализации
3. Установление правил налогообложения работ и услуг, получаемых от нерезидентов. В Налоговом кодексе в новой редакции предусмотрена отдельная статья конкретизирующая механизм обложения НДС при импорте работ, услуг, согласно которой плательщиками НДС при получении работ, услуг от нерезидентов выступают налоговые агенты, являющиеся резидентами республики. Налогооблагаемая база у получателя работ, услуг – резидента Республики Узбекистан определяется исходя из суммы, подлежащей выплате нерезиденту Республики Узбекистан согласно заключенному с ним договору (контракту) без вычета суммы налога, подлежащего удержанию у источника выплаты по доходу, полученному из источников в Республике Узбекистан.
4. Пересмотрен подход к налоговым льготам по НДС В Налоговом кодексе на сегодняшний день - 37 пункта льгот по производимым и реализуемым товарам, работам, услугам и 9 пунктов по импортируемым товарам, работам, услугам. Изучение международной практики показывает, что применение льгот по НДС приводит к нарушению принципа справедливости, росту цен, снижению нормы прибыли и создает неравные условия налогообложения. В связи с этим, в Налоговом кодексе в новой редакции с учетом сохранения действующих льгот пересмотрен подход к налоговым льготам по НДС с той позиции, что они должны устанавливаться для объектов (товаров, работ, услуг), а не для субъектов (юридических лиц).
СТАВКИ: В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции сохранен размер действующей ставки в размере 20 процентов.
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ: В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции сохранен действующий порядок исчисления НДС который определяется путем умножения облагаемого оборота на ставку налога в размере 20 процентов.
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД: В Налоговом кодексе в новой редакции дается понятие по определению налогового и отчетного периода Налоговым периодом является календарный год. Отчетным периодом является: для микрофирм и малых предприятий, уплачивающих налог на добавленную стоимость, – квартал; для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям – месяц.
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ: В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции сохранен действующий порядок представления налоговой отчетности по НДС.
5. По всем налогам унифицированы сроки представления расчетов. в Налоговом кодексе в новой редакции предусмотрено, что все плательщики будут представлять расчет 25 числа следующего за отчетным периодом (по НДС - кварталом или месяцем).
ПОРЯДОК УПЛАТЫ: В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции сохранен действующий порядок уплаты НДС который определяется как разница между суммой НДС начисленной на облагаемый оборот и суммой НДС относимой в зачет.
6. Введен четкий механизм возврата налога для предприятий, применяющих нулевую ставку по налогу. Если в действующем порядке предусматривается возврат НДС при отсутствии задолженности и не предусматривается производить зачет в счет погашения задолженности, то в Налоговом кодексе в новой редакции предусматривается производить Возврат налога на добавленную стоимость в следующей очередности путем: 1) погашения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате по работам, услугам получаемым от нерезидентов; 2) погашения имеющейся у налогоплательщика налоговой задолженности по другим налогам; 3) перечисления денежных средств на банковский счет налогоплательщика, в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам, (работам, услугам), использованным для оборотов, облагаемых по нулевой ставке.
Порядок обложения акцизным налогом на сегодняшний день предусматривает общепринятые нормы международной практики которые заложены в действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции
В Налоговом кодексе в новой редакции сохранены плательщики акцизов, более конкретизированы и их перечень расширен: производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан; импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Узбекистан. участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества при производстве простым товариществом подакцизного товара.
В целях повышения контроля за производством и реализацией подакцизных товаров и полнотой исчисления и уплаты налога в бюджет в Налоговом кодексе в новой редакции предусматриваются обложение акцизным налогом : При передачи подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; При передачи производителем подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья и материалов, в том числе подакцизных, собственнику этих давальческого сырья и материалов;
В действующей редакции Налогового кодекса и в Налоговом кодексе в новой редакции сохранены: Объект обложения; Налогооблагаемая база; Ставки; Порядок исчисления, уплаты акцизного налога и представления налоговой отчетности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !