Тенденции развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Узбекистан Хайдаров Шарофитдин Умарович, Начальник Управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Узбекистан.
Цели реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности создание условий для эффективного государственного регулирования экономикой республики объективный анализ роли и значения реформирования бухгалтерского учета различных сфер деятельности в мировом сообществе на основе системы сбора, обработки и передачи информации, адекватной структуре рыночной экономики, своевременное выявление ретроспективных тенденций, прогнозирование их развития и оценка последствий управленческих решений
Основные меры реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности пересмотр общеметодологических основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности и приведение ее в соответствии с общепринятой в мировой практике; формирование системы НСБУ и финансовой отчетности, обеспечивающих полезной информацией финансового характера пользователей; обеспечение взаимосвязи реформы бухгалтерского учета и финансовой отчетности с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание методической помощи хозяйствующим субъектам в понимании и внедрении модернизированной и приближенной к требованиям МСФО модели национальной системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; качественная подготовка и переподготовка кадров в области бухгалтерского учета на основе учебной программы, разработанной с учетом требований МСФО.
Качественная подготовка и переподготовка кадров в области бухгалтерского учета предусматривает подготовка и издание учебно-методической литературы по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности для всех уровней учебных заведений переподготовка профессорско- преподавательского состава учебных заведений по МСФО и международной практике бухгалтерского учета; корректировке тематики научно- исследовательских работ с целью подготовки научных кадров высшей квалификации, отвечающих современному уровню развития рыночной экономики и другие
Этапы реформирования бухгалтерского учета в Узбекистане I - этап ( гг.) II - этап ( гг.) III - этап ( гг.)
I – этап (1994 – 1997 гг.) Государственная программа перехода РУз на принятую в международной практике системы учета и статистики (утв. Постановлением Кабинета Министров РУз от г. 433) Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Республике Узбекистан (утв. Постановлением Кабинета Министров РУз от г. 164) Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утв. Постановлением Министерства финансов, Государственного комитета прогнозирования и статистики и Государственного налогового комитета от 1 января 1995 г.) Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете», принятая Олий Мажлисом РУз от 30 августа 1996 года. Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан от г. 5 "Об утверждении форм и объема годовой и квартальной финансовой отчетности предприятия (организаций)" (рег. 338 от г.)
II – этап (1997 – 2001 гг.) Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности (Зарегистрирована Минюстом г. 475, утверждена Минфином г /86) Национальные стандарты бухгалтерского учета РУз (НСБУ) 1-20, кроме НСБУ 14, 15 (НСБУ 13 и 18 отсутствуют) Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утв. Постановлением Кабинета Министров РУз от г.)
III – этап (2001 – 2007 гг.) Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности (Зарегистрирована Минюстом г. 475, утверждена Минфином г /86) Национальные стандарты бухгалтерского учета РУз (НСБУ) 1-20, кроме НСБУ 14, 15 (НСБУ 13 и 18 отсутствуют) Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утв. Постановлением Кабинета Министров РУз от г.)
МСФО в сравнении с НСБУ МСФО (в редакции 2007 года) НСБУ МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». «Концептуальная основа для подготовки и предоставления финансовой отчетности»; НСБУ 1 «Учетная политика и финансовая отчетность»; НСБУ 3 «Отчет о финансовых результатах»; НСБУ 14 «Отчет о собственном капитале»; НСБУ 15 «Бухгалтерский баланс». МСФО (IAS) 2 «Запасы». НСБУ 4 «Товарно-материальные запасы». МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств». НСБУ 9 «Отчет о денежных потоках». МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки». НСБУ 1 «Учетная политика и финансовая отчетность» - покрывает в части учетная политика; НСБУ 3 «Отчет о финансовых результатах» - покрывает частично в части изменения в расчетных оценках и ошибки.
МСФО в сравнении с НСБУ МСФО (в редакции 2007 года) НСБУ МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты». НСБУ 16 «Непредвиденные обстоятельства и события хозяйственной деятельности, происходящие после даты составления бухгалтерского баланса» - покрывает частично. МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство». НСБУ 17 «Договоры подряда на капитальное строительства» - покрывает частично. МСФО (IAS) 12 «Налог на прибыль». Отсутствует, но частично регулируется другими нормативными документами МСФО (IAS) 16 «Основные средства». НСБУ 5 «Основные средства». МСФО (IAS) 17 «Аренда». НСБУ 6 «Учет аренды». МСФО (IAS) 18 «Выручка». НСБУ 2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности». МСФО (IAS) 19 «Вознаграждение работникам». Отсутствует, но частично регулируется другими нормативными документами
МСФО в сравнении с НСБУ МСФО (в редакции 2007 года) НСБУ МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». НСБУ 10 «Учет государственных субсидий и раскрытие государственной помощи» - покрывает частично. МСФО (IAS) 21 «Влияние изменения валютных курсов». НСБУ 22 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте». МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». Отсутствует, но частично регулируется другими нормативными документами МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Отсутствует, но частично регулируется другими нормативными документами МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)». Отсутствует МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность». НСБУ 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» - покрывает частично. МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные организации». Отсутствует
МСФО в сравнении с НСБУ МСФО (в редакции 2007 года) НСБУ МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Отсутствует МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности». Отсутствует МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменту - представление информации». НСБУ 12 «Учет финансовых инвестиций» - покрывает частично. МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию». Отсутствует МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Отсутствует, но частично регулируется другими нормативными документами МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Отсутствует МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». НСБУ 16 «Непредвиденные обстоятельства и события хозяйственной деятельности, происходящие после даты составления бухгалтерского баланса» - покрывает частично.
МСФО в сравнении с НСБУ МСФО (в редакции 2007 года) НСБУ МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». НСБУ 7 «Нематериальные активы» - покрывает в части учета нематериальных активов; НСБУ 11 «Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» - покрывает частично в части учета затрат на научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки. МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты – признание и оценка». НСБУ 12 «Учет финансовых инвестиций» - покрывает частично. МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость». Отсутствует МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство». НСБУ 4 «Товарно-материальные запасы» - покрывает частично. НСБУ 5 «Основные средства» - покрывает частично. ОтсутствуетНСБУ 19 «Организации и проведение инвентаризации». Отсутствует НСБУ 20 «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого и частного предпринимательства». Отсутствует НСБУ 21 «План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов».
МСФО в сравнении с НСБУ МСФО (в редакции 2007 года) НСБУ МСФО (IFRS) 1 «Принятие международных стандартов финансовой отчетности в первые». Отсутствует МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов». Отсутствует МСФО (IFRS) 3 «Объединения предприятий». НСБУ 23 «Формирование финансовой отчетности при осуществлении реорганизации» - покрывает частично. МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования». Отсутствует МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». НСБУ 3 «Отчет о финансовых результатах» - покрывает частично в части учета прекращенная деятельность. МСФО (IFRS) 6 «Разработка и оценка минеральных ресурсов» Отсутствует МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты – раскрытие». НСБУ 12 «Учет финансовых инвестиций» - покрывает частично. МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Отсутствует
Основные направления дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Совершенствование нормативно- правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Подготовка и повышение квалификации кадров, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности
Совершенствование нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Разработка в новой редакции действующих НСБУ: НСБУ 6 «Учет аренды» в соответствии с МСФО 17 «Аренда»; НСБУ 10 «Учет гос.субсидий и раскрытие гос. помощи» в соответствии с МСФО 20 «Учет гос.субсидий и раскрытие информации о гос.помощи»; НСБУ 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» в соответствии МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 3 «Объединения предприятий»; НСБУ 12 «Учет финансовых инвестиций»
Совершенствование нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Разработка новых НСБУ: НСБУ «Затраты по займам и кредитам» в соответствии с МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»; НСБУ «Информация о связанных сторонах» в соответствии с МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»; НСБУ «Учет инвестиций в зависимые хозяйствующие субъекты» в соответствии МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные организации»; НСБУ «Учет совместной деятельности» в соответствии с МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности»; НСБУ «Прибыль на акцию» в соответствии с МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»; НСБУ «Учет обесценения активов» в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»; НСБУ «Учет инвестиционной недвижимости» в соответствии с МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость».
Совершенствование нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Разработка новых Положений по бухгалтерскому учету: Положение о порядке бухгалтерского учета незавершенного строительства; Положение о бухгалтерском учете инвентаря и хозяйственных принадлежностей; Положение о бухгалтерском учете тары; Положение об организации бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах; Положение о бухгалтерском учете животных на выращивании и откорме и др.
Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Координация деятельности государственного органа и профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета; Включение профессионального сообщества в процесс разработки и принятия нормативных документов по бух.учету; Взаимодействие с международными профессиональными организациями (IFAC, IASC, ЕССБА и др.)
Подготовка и повышение квалификации кадров, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности переориентация учебных программ высших учебных заведений и программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение НСБУ и МСФО; мониторинг качества учебных программ высших учебных заведений и программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов; разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа финансовой отчетности;
Подготовка и повышение квалификации кадров, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам; разработка национальных стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров; обновление и разработка нового учебно- методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.