О методах квалиметрии для Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Костин, к.э.н. Круглый стол «Агентство стратегических инициатив – перспективы внедрения инноваций и продвижения уникальных проектов в России», ЦЭМИ РАН,
Что такое КАЧЕСТВО ? моб.тел: +7(916) , «Качество - это еще непознанное количество» Д. Б. Юдин, известный советский математик
научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы. моб.тел: +7(916) , КВАЛИМЕТРИЯ
Квалиметрический анализ – это метод исследования, который позволяет сравнивать и оценивать объекты, недоступные для метрологических методов измерения. Сравнение производится по отношению к мировому уровню. моб.тел: +7(916) , КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Качество – совокупность свойств объекта, которые характеризуют генерируемые им результаты (как положительные, так и отрицательные), но которые не включают в себя затраты ресурсов на его создание и потребление. моб.тел: +7(916) , КАЧЕСТВО
Интегральное качество - такое свойство объекта, которое характеризует совокупность его качества и экономичности. моб.тел: +7(916) , КачествоЭкономичность Интегральное качество ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Интегральное качество - такое свойство объекта, которое характеризует совокупность его качества и экономичности. моб.тел: +7(916) , КачествоЭкономичность Интегральное качество ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
моб.тел: +7(916) , Взаимосвязь понятий качество, количество, затраты, полезность, интегральное качество
моб.тел: +7(916) , Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Структура подындекса «человеческий капитал»
моб.тел: +7(916) , Ошибки в построении подындекса «человеческий капитал» с точки зрения квалиметролога Декомпозиция свойства «человеческий капитал» проведена произвольно (в одну группу свойств включены: уровень образования, специалисты в сфере ИКТ и инновационный потенциал). Не соблюдены правила декомпозиции (при построении деревьев свойств), используемые в квалиметрии: 1.Группа свойств не имеет единого и понятного признака деления 2.Свойства в группе не являются независимыми по предпочтению 3.Отсутствует обоснование и расчет коэффициентов важности параметров и переменных 4.Отсутствует описание и обоснование ситуации оценивания (с какой точки зрения производится оценка индекса? при каких ограничениях?)
моб.тел: +7(916) , Методические ошибки при нормировании подындекса «человеческий капитал» Ошибка: при нормализации используются не эталонные и браковочные значения для каждого критерия (как это определено в квалиметрии), а минимальные и максимальные значения из собранной выборки, что приводит к измерению индекса «резиновым метром». Совершенно не понятно, зачем нормированное значение переводится в баллы в диапазоне от 1 до 7. Подобная нормировка справедлива только для линейной зависимости параметра.
С 2006 года лауреаты национальной премии «Золотой Брэнд» (номинации: «Золотая франшиза», «Франчайзер года») определяются по специальной квалиметрической методике. моб.тел: +7(916) , Национальная премия «Золотой брэнд»
моб.тел: +7(916) , Дерево свойств для подведения итогов национальной премии «Золотой брэнд»
моб.тел: +7(916) , Показатели, используемые при подведении итогов национальной премии «Золотой брэнд» критерия на дереве Номера критериев по дереву свойств для номинации "Франчайзер 2009 года" Абсолютные показатели критериев Единица измерения критериев Браковочное значение q бр Эталонное значение q эт Количество франчайзи у которых за анализируемый период открыто более одной франшизной точки шт Общее количество франчайзи шт География присутствия (кол-во городов) шт Срок окупаемости франшизного пакета по данным франчайзера месяцев Срок окупаемости франшизного пакета по данным франчайзи месяцев Приведенная погрешность в оценках срока окупаемости франшизного пакета % Количество расторгнутых франшиз за анализируемый период шт Отношение расторгнутых франшиз к общему их числу - при их среднем значении в РФ за анализируемый период [7/2] % Общий объем продаж всех франчайзи за анализируемый (отчетный) период (выручка без учета НДС и налога с продаж) без учета объема продаж корпоративных точек франчайзера млн.руб Общий объем продаж всех франчайзи за предыдущий отчетный период (выручка без учета НДС и налога с продаж) без учета объема продаж корпоративных точек франчайзера млн.руб Прирост объема продаж всех франчайзи за анализируемый период, (конец-начало)/начало [9-10]/10 % Объем продаж корпоративных точек за анализируемый (отчетный) период (выручка только франчайзера без учета НДС и налога с продаж) млн.руб Объем продаж корпоративных точек за предыдущий отчетный период (выручка только франчайзера без учета НДС и налога с продаж) млн.руб Прирост объема продаж корпоративных точек за анализируемый период, (конец-начало)/начало [12-13]/13 %
Рожденная в СССР квалиметрия самостоятельно доказала свою состоятельность на Западе. За последние 43 года в разных странах мира изданы и ежегодно издаются десятки монографий по квалиметрии, проводятся семинары и конференции. Национальные и международные премии по качеству во многих странах мира проводятся с использованием квалиметрических методик. За последние 50 лет КВАЛИМЕТРИЯ стала и является единственной из научных дисциплин, которая пришла на запад из России, а не наоборот. Если перефразировать У.Черчиля, то квалиметрия - это наилучший способ давать неточные оценки качества в условиях когда любые другие способы дают еще менее точные оценки. моб.тел: +7(916) , Почему КВАЛИМЕТРИЯ ?