Методическая разработка: «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе» Часть III Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ 12 города Выборга Ленинградской области Моисеева Наталья Анатольевна.
Урок 25. Буква Ч. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН» Найдите слова с сочетаниями чк, чн. Расскажите правила написания этих сочетаний. Приведите свои примеры. 2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как вы думаете, можно ли по рассуждениям человека судить о его душевных качествах? Слова на картинке: ч ерепаха, о ч ки, ч ерес ч ур, ч удеса.
Урок 26. Буква Ш. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу» Найдите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Расскажите правила написания этих сочетаний. Приведите свои примеры. 2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Можно ли судить о человеке по его рассуждениям? Слова на картинке: Ш апокляк, стару ш ка, ш ар, ш ляпка.
Урок 27. Буква Щ. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Имена собственные». 1.– Почему слово Москва надо писать с большой буквы? - Какие слова пишутся с заглавной буквы? 2. - Вспомните пословицы, в которых употребляются слова - имена собственные. Пословицы: Язык до Киева доведёт. В Тулу со своим самоваром. Один глаз на нас, другой на Арзамас. Слова на картинке: щ ука, щ урится, щ ёки, щ иплет.
Урок 28. Буквы Ь и Ъ. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Разделительные мягкий и твёрдый знаки». 1.- Найдите в пословицах слова с разделительным мягким знаком, с разделительным твёрдым знаком? Вспомните и расскажите правила о написании слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками. 2.- Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Что такое патриотизм? Слова на картинке: коп ь ё, кон ь, рат ь, в ъ ехал, под ъ ехал, об ъ яснил.
Урок 29. Буква ы. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Звуки и буквы». 1.– Перед какими гласными согласный звук всегда будет твёрдым? Найдите слова, в которых все согласные звуки твёрдые. 2.- Почему во все времена молодое поколение прислушивается к советам старых людей? - Вспомните пословицы о мудрости. Пословицы: У кого есть дед, у того и обед. Старый конь борозды не портит. Молоденький умок старым умом крепится. Глупый осудит, а умный рассудит. Слова на картинке: кот ы, м ы ши, с ы р, м ы сли, лап ы.
Урок 30. Буква Э. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Правила переноса слов» Вспомните и расскажите правила переноса слов. - Найдите слово, которое переносить нельзя Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Слова на картинке: э кскаватор, э хо, э лектричество, э тажи.
Урок 31. Буква Ю. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их буквами». 1.– Прочитайте пословицы. Найдите в словах твёрдые согласные, мягкие согласные. Какие гласные указывают на твёрдость впереди стоящих согласных? Какие гласные указывают на мягкость впереди стоящих согласных? 2. - как вы понимаете смысл этих пословиц? Слова на картинке: ю нга, ю ный, ю ность, бр ю ки.
Урок 32. Буква Я. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Ь – показатель мягкости согласных» 1.- Найди слова, в которых букв больше. Чем звуков? - Какую роль выполняет Ь в этих словах? 2. - Объясните смысл данных пословиц. - Чему учат эти пословицы? Слова на картинке: за я ц, я ма, я блоки, пол я нка, листь я, я ркий.