Корни с чередующимися гласными ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Advertisements

Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
-скак- -скоч- -жег- -жиг(а)- -блест- -блист(а)- -бер- -бир(а)- -тер- -тир(а)- -дер- -дир(а)- -стел- -стил(а)- -мер- -мир(а)- -пер- -пир(а)- -чет- -чит(а)-
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
Для уроков русского языка по теме «Чередование гласных в корне» Коваленко Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 имени В.Л.
Правописание гласных в корнях с чередованием. Чередование – это замена одного звука другим. Загар – загореть ЗАПОМНИ! Гласные в корнях с чередованием.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
Транксрипт:

Корни с чередующимися гласными ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ

Условие выбора орфограммы Корни с этой орфограм- мой Правило ПримерыИсключения Выбор гласной зависит от ударения -гар-/-гор- (а/о) ___________ -зар-/-зор- (а/о) Под ударением пишем а, без ударения –о __________ Под ударением пишем о, без ударения а(т.е. в соответст вии с произноше- нием) Гореть, но загар ___________ Заря, но зориЗоревать

Выбор гласной зависит от ударения -плав-/ -плов- (а/о) __________ -клан-/-клон- (а/о) В безударном положении преимуществ енно пишется а ___________ В безударном положении пишется о, под ударением – а или о в соответств ии с произношени ем Поплавок __________ Поклониться, но кланяться поклон Пловец пловчиха Плывун (в соответствии с произношени- ем) ___________

__________ Выбор гласной зависит от суффикса, следующего за корнем -твар-/-твор- (а/о) ___________- бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -блест-/- блист-, -чет-/-чит-, -им-/-ин-//а/я В безударном положении пишется о, под ударением – а или о в соответст- вии с произношени ем ___________ Если следом идет суффикс –а-, то пишется и, в остальных случаях пишется е Затворить, но затвор, Тварь _________ Стирать - стереть Сжимать, но сжать Утварь __________ Сочетать, Сочетание, сочинение

___________ Выбор гласной зависит от конечной согласной корня ____________ Выбор корня зависит от лексического значения слова -кас/-кос-, -лаг-/-лож- (а/о) ____________ -раст-ращ-/ -рос- (а/о) ___________ -мок-/-мак- (а/о) Если за корнем следует суффикс –а-, то пишется а, в остальных случаях – о ____________ Перед ст и щ пишется а, в остальных случаях – о ___________ а пишется в словах со значением «погрузить в жидкость», Касаться, но коснуться, Излагать, но изложить ____________ Расти, сращение, но росли ____________ Росток, ростовщик, Ростислав, Ростов

____________ -равн-/-ровн- (а/о) ___________ -скак-/-скоч- (а/о) о пишется в словах со значением «пропускать жидкость» __________ а пишется в словах со значением «равный, одинаковый», о – в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» _________ а пишется, если корень имеет значение «много раз или долго» Обмакнуть перо в чернила. Вымокнуть под дождем ____________ Равноправ- ный, но сровнять ___________ Скакать на лошади ___________ Равнина Ровесник Поровну Уровень _________ Скачок, скачу

О пишется, если слово имеет значение «один раз или быстро» Можно запомнить эти корни и по-другому: - скак- - с а, а –скоч- - с о. Проскочить через обруч

ЕГЭ: задание А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1)мот..вировать, благосл..вение, б..зироваться 2)оз..боченный, раск..лоть, р..сточек 3)бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться 4)заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

А13. 1)х..рактеристика, ч..стотный, вн..мание 2)осл..жненный, к..рректный, выск..зать 3)п..лноценный, зал..вать, ум..лять (значение) 1)к..лючий, разл..чать, выт..рать

пом..гать, д..кумент, безотл..гательный изл..жение, д..рижировать, д..лекая в..новатый, пов..р, вбл..зи акв..рельный, з..ря, ук..ротить