VARA ВЛАСТЬ. Pieejas varas būtības noteikšanai: Подходы к определению сущности власти: Tiesības pieeja / Правовой подход Ekonomiskā pieeja / Экономический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Sociālais menedžments. Organizācijas uzvedība 3.kurss, 5.semestris Atvēlēto stundu skaits – 16 Lektore mg., Jekaterina Vozņuka Rēzekne 2008.
Advertisements

Тема 5.1. Организационные структуры. Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность.
Организация взаимодействий Руководство: власть и влияние.
Darbinieku motivācijas vadīšana. Kas ietekmē darbinieka motivāciju? Profesijas nozīme Profesijas prestižs Darba devēja prestižs Darba veids Darba organizācija.
Голосов Павел 3211, ЮФ. 1. Понятие и сущность делегирования полномочий 2. Виды полномочий 3. Основные принципы делегирования полномочий 4. Централизация.
Организация взаимодействия в управлении и полномочия План 1. Делегирование полномочий 2. Групповая динамика в менеджменте 3. Управление неформальной организацией.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Тема. Власть как регулятор управленческой деятельности 1. Природа и сущность власти 2. Типология власти.
Тема 14. Руководство: власть и личное влияние, партнерство.
Власть и влияние
Konflikta fāzes Фазы конфликта 1) Konflikta situācija Konflikta situācijas elementi: konflikta dalībnieki Konflikta objekts Konflikta priekšmets 2) Incidents/инцидент.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Personāla plānošana Планирование персонала. Personāla skaita vadīšana: Управление численностью персонала: Комплекс мероприятий, направленных на изменение.
Организационные структуры управления. Организационная структура Установление норм, правил и процедур Рациональность организационной структуры Право принятия.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
МЕНЕДЖМЕНТ. Основные проблемы и трудности эффективного делегирования
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Управление персоналом Personāla vadība. Управление персоналом Цель курса: сформировать знания о принципах, методах, функциях управления персоналом в организации.
Тема 13. Власть и влияние. План лекции НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ФОРМЫ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВЛИЯНИЕ ПУТЕМ УБЕЖДЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ.
Транксрипт:

VARA ВЛАСТЬ

Pieejas varas būtības noteikšanai: Подходы к определению сущности власти: Tiesības pieeja / Правовой подход Ekonomiskā pieeja / Экономический подход Psiholoģiskā pieeja / Психологический подход Socioloģiskā pieeja / Социологический подход Politoloģijas pieeja / Политологический подход

Формы власти в государстве Varas formas valstī Государственная власть Valsts vara Законода- тельная Likum- došanas vara Исполни- тельная Izpildvara Судебная Tiesu vara Информа- ционная Informā- cijas vara Интеллек- туальная Intelektuālā vara

Varas veidi atkarībā no valsts vadības metožu īpatnībām Виды власти в зависимости от особенностей методов гос.управления «Белая власть» «Серая власть» «Синяя власть» «Чёрная власть»

Vara kā organizācijas process: Власть как организационный процесс: Iespēja ietekmēt citu cilvēku uzvedību Способность влиять на поведение других людей Iedarbība uz darbinieku rīcību, lai sasniegtu organizācijas mērķus -> vadīšana ir reāla varas lietošana Воздействие на деятельность людей для достижения целей организации, отсюда управление – это применение реальной власти Nepieciešama varas bilance Необходим баланс власти

Vara – tas ir potenciāls, kurš ir varas izmantotājam Власть – это потенциал, имеющийся у её пользователя Starp cilvēku, kurš izmanto varu, un cilvēku, kuru ietekmē ar varas palīdzību, eksistē savstarpējais sakars Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимосвязь; Cilvēkam, kuru ietekmē ar varu, ir zināma rīcību brīvība тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий

Absolūtā vara neeksistē Не бывает абсолютной власти Vara – tās ir attiecības dinamikā; tās maina situāciju un cilvēkus, kā arī pašas attiecības mainās laika gaitā Власть – это отношения в динамике, которые меняют ситуацию и людей, а также сами меняются во времени Reālā un formālā vara... Реальная и формальная власть?

Frenča un Ravena varas veidu klasifikācija: Formālā (tradicionāla vara)/ традиционная Atalgojuma vara/ власть вознаграждения Piespiedu vara/ власть принуждения Ekspertu vara/ экспертная Personības (harisma)/ власть личности, харизматическая Informācijas vara/ Информационная власть Resursu vara/ Ресурсная власть

Ietekme pārliecināšanas ceļā Влияние через убеждение Ietekme piedalīšanās ceļā Влияние посредством участия

Varas instrumentu pielietošanas efektivitātes paaugstināšanas nosacījumi: Условия повышения эффективности применения инструментов власти: значимость для подчинённого той потребности, к которой апеллирует определённая форма власти; влияние должно обеспечивать подчинённому удовлетворение какой- либо потребности; подчинённый должен иметь уверенность в том, что его усилия оправдают ожидания руководителя. Varas forma apelē darbinieka vajadzībai, kura viņam ir nozīmīga; Ietekmei jānodrošina padotajam kādas vajadzības apmierināšanu; Padotajam jābūt pārliecinātam, ka viņa pūles attaisno vadītāja gaidas

Системы аппарата управления: Vadības aparāta sistēmas: Autokrātija / Автократия Birokrātija / Бюрократия Tehnokrātija / Технократия Kopīgie lēmumi / Совместные решения Pārstāvju demokrātija / Представительная демократия Tiešā demokrātija / Прямая демократия

Pilnvaru deleģēšana Делегирование полномочий Pilnvaru nodošana padotajiem Pilnvaru nodošana padotajiem Передача полномочий подчинённым Vadītājs dod darbiniekiem rīcības brīvību speciālo uzdevumu risināšanā Vadītājs dod darbiniekiem rīcības brīvību speciālo uzdevumu risināšanā руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении специальных заданий

Pilnvaru deleģēšanas priekšrocības Преимущества делегирования полномочий Vadītājs tiek atbrīvots no rutīna darba Vadītājs tiek atbrīvots no rutīna darba Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы Paaugstinās darbinieku kvalifikācija, maksimāli tiek izmantotas viņu zināšanas un pieredze Paaugstinās darbinieku kvalifikācija, maksimāli tiek izmantotas viņu zināšanas un pieredze Повышается квалификация работников, максимально используются их знания и опыт Stimulē padoto darbu Stimulē padoto darbu Стимулирует работу подчинённых

Pilnvaru deleģēšana ir decentralizācijas sastāvdaļa Делегирование полномочий – составная часть децентрализации Centralizācija ir varas akumulācija augstākajā līmenī Decentralizācija nozīmē noteiktu varas pilnvaru un attiecīgās atbildības deleģēšanu. centralizācija nevar tikt pieņemta vai atraidīta pēc vadītāja gribas vai atkarībā no apstākļiem

Pilnvaru deleģēšanas principi Принципы делегирования полномочий Deleģēšana uz gaidamo rezultātu pamata Deleģēšana uz gaidamo rezultātu pamata Делегирование на основе ожидаемых результатов Funkcionālā definēšana Funkcionālā definēšana Функциональная дефиниция Skalārais princips Skalārais princips Скалярный принцип Pilnvaru līmeņa princips Pilnvaru līmeņa princips Принцип уровня полномочий Vienvadība VienvadībaЕдиноначалие Absolūta atbildība Absolūta atbildība Безусловная ответственность Pilnvaru un atbildības atbilstība Pilnvaru un atbildības atbilstība Соответствие полномочий и ответственность

Deleģēšana: zemas efektivitātes cēloņi Причины низкой эффективности делегирования 1) Vadītāju nevēlēšanās deleģēt pilnvaras Нежелание руководителей делегировать полномочия 2) Padoto nevēlēšanās ņemt uz sevi atbildību Нежелание подчинённых брать ответственность

Узкие организационные рамки руководителя Широкие организационные рамки руководителя 1 Выдача заданий в пределах обязанностей работников Выдача заданий в расширенных пре­делах обязанностей 2Повседневная передача поручений Разовая передача поручений 3Принятие мелких управленческих решений на ходу Право работников на свободу ма­ невра 4Передача дополнительных разъяснений Отладка постоянной «обратной связи» с работниками 5Дополнение уже принятых решений новыми Право работников решать на месте. 6Торможение тех решений, которые перестали исполняться Самоувязка управленческих решений в новые звенья 7Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика Принятие на себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя 8Организационная среда наполнена некачественными решениями и перегружена управленческими циклами Организационная среда наполняется теми решениями, которые работают на самореализацию управленческих циклов