ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Лейметер Тибор 2007
Факторы, влияющие на эффективность применения и срок службы моторных масел Вид и качество топлива Сочетание присадок Стабильность эксплуатационных свойств –Термическая стабильность –Термоокислительная стабильность –Моющее-диспергирующие свойства –Коррозионно-защитные свойства –Смазочная способность Хранение Применение Замена Снижение срока службы Качество моторного масла Создание Время эксплуатации
Причины изменения основных показателей качества моторных масел НаименованиеПричина Прирост вязкости Окисление Поликонденсация Продукты неполного сгорания топлива Остаточная щелочность Кислые продукты сгорания топлива Кислые продукты в масле Угар, долив Система очистки масла Кислотность Накопление в масле продуктов окисления Примеси / нерастворимые Серо и азотосодержание в топливе Поликонденсация Посторонние примеси pH Накопление сильных кислот
Основные изменения состава работающего масла по данным ИК-спектрального анализа Окисление (Кислотное число) Диапазон срабатывание присадок (Потеря функциональных свойств) Поликонденсация (Вязкость) Поликонденсация – результат цепного механизма окисления, т.е. потеря антиокислительного и нейтрализующего действия присадок
Влияние базовой основы на термоокислительную стабильность* моторных масел 1 – исходное масло, 2 – окисленное (3 часа) масло * Накопление поликонденсированных продуктов старения определяется кало- и колориметрическими методами при этом показатель отработанности исчисляется соотношением пиков на калориметрических кривых
Предельное значение щелочности как критерий работоспособности моторных масел 1 – вязкость; 2 – кислотность, 3 – оптическая плотность Предельное (минимальное) значение щелочного числа зависит от состава пакета присадок и главным образом от количества активных центров в присадках
Влияние основных компонентов пакетов присадок на термоокислительную стабильность моторных масел A [(Са+Zn)/(Кч+S+AB+P)] b Щелочные составляющие Ca – Кальций Zn – Цинк Кислотные составляющие Кч – Кислотное число S – Сера P – Фосфор AB – Активное вещество сульфонатов Щелочное число** **Определяется потенциометрическим титрованием Комплексный показатель - A
Динамика изменения показателей работающего моторного масла 1 – электропроводность 1 – электропроводность, 2 – щелочное число, 3 – кислотное число, 4 - вязкость I. Эффективная работа масла, II. Диапазон замены масла, III. Интенсивное старения масла и возможный выход техники из строя Время работы масла Показатели IIII II
Влияние коллоидно-химического строения присадок на их нейтрализующую способность 1.Сульфонат – нейтрализует в первую очередь коллоидно (солюбилизация) 2.Фенолят – нейтрализует химически 3.Салицилат – нейтрализует химически Скорость реакции или нейтрализующая активность (V 1 ;V 2 ) Общее число щелочных центров (N) Щелочные центры, легко вступающие в реакцию нейтрализации (N 1 ) Щелочные центры, трудно вступающие в реакцию нейтрализации (N 2 ) Продукты термохимических превращений масла (С о ) Продукты сгорания топлив (С n ) Коэффициент, характеризующий химическую активность присадки (К)
Эффективная щелочность, «информативный» показатель свежих и работающих моторных масел Причины потери нейтрализующей эффективности масла Расходование присадок на нейтрализацию Сильных кислот (сгорания топлива) Слабых кислот (продукты старения масла) Расходование присадок на другие функциональные действия Моющее действие Диспергирующее действие Термический распад и угар Нейтрализация органической кислоты моторным маслом: 1 – свежее, 2 - работающее
Определение запаса работоспособности моторных масел 1 – М-8В, 2 – SF/CC, 3 – SJ/CF-4 ОкислениеМоторный стенд час окисление масла в условиях ВКО соответствует приблизительно 30 моточасам его работы на моторном стенде
Прогноз работоспособности и срока службы моторных масел в реальных условиях их применения Тип двигателя бензиновый, км пробега Дизельный, моточасы Моторное масло Прогнозируемый срок службы в двигателе бензиновый, до тыс.км Дизельный, до моточасов М-8В7360 *SF/CC15700 SJ/CF Разработанное15750 Корреляция метода ВКО (1час окисления) с продолжительностью работы моторного масла в двигателе Прогноз эффективности действия моторных масел в двигателе Определения запаса работоспособности моторного масла* в реальных условиях * Рекомендация производителя масла API SF/CC – около км пробега
Спасибо за внимание