1 КАШАГАН ЖАНАЖОЛ-КС13 АМАНГЕЛЬДЫ
2 Структура газотранспортной системы ЗАО «Интергаз Центральная Азия» Сеть газотранспортной системы ЗАО «ИЦА», общей протяженностью км, эксплуатируется четырьмя Управлениями магистральных газопроводов (УМГ): 1.УМГ «Атырау»: МГ «Средняя Азия - Центр», МГ «Окарем-Бейнеу», МГ «Макат- Северный Кавказ». 2. УМГ «Уральск»: МГ «Союз», МГ «Оренбург-Новопсков». 3. УМГ «Актобе»: МГ «Бухара-Урал», газопровод «Жанажол-Октябрьск-Актобе», газопровод «Карталы-Кустанай». 4. УМГ «Южный»: МГ «Бухарский Газоносный Район – Ташкент-Бишкек-Алматы», МГ «Газли-Шымкент».
3 Характеристика газотранспортной системы УМГ «Атырау». Характеристика газопровода САЦМакат- Северный Кавказ Окарем- Бейнеу Диаметр условный, мм Протяженность, км Год ввода в эксплуатацию КС, кол Рабочее давление, Мпа. 5,5 – 7,5 5,5 Проектная пропускная способность, млрд. м3/год
4 Характеристика газотранспортной системы УМГ «Уральск». Характерис- тика газопровода. Союз (с лупин- гом) Оренбург Новопсков Диаметр условный,мм Протяжен- ность, км Год ввода в эксплуатац КС, колич. 2 2 Рабочее давление, МПа. 7,5 5,5-7,5 Проектная пропускная способность, млрд.м3/год 31 11,5
5 Характеристика газотранспортной системы УМГ«Актобе». Характерис- тика газопровода. Бухара- Урал Жанажол- Октябрьск- Актобе Карталы- Рудный- Кустанай Диаметр условный,мм Протяжен- ность, км ,1 Год ввода в эксплуатац КС, колич Рабочее давление, МПа. 5,5 5,5 Проектная пропускная способность, млрд.м3/год 14 0,8 2,2
6 Характеристика газотранспортной системы УМГ «Южный». Характерис- тика газопровода. БГР- ТБА Газли- Шымкент Диаметр условный,мм Протяжен- ность, км Год ввода в эксплуатац КС, колич. 5 - Рабочее давление, МПа. 5,5 7,5 Проектная пропускная способность, млрд.м3/год 12 11,5
7 Объемы международного транзита газа по газотранспортной системе Республики Казахстан за годы (млрд.м 3 ).
8 Приоритетность МГ «САЦ». В общей структуре газотранспортной системы ЗАО «КазТрансгаз» МГ «САЦ» по технико-экономическим показателям и по объему транспортировки газа является наиболее значительным газопроводом. МГ САЦ проходит вблизи перспективных и газоносных районов РК и на сегодняшний день является единственным доступным средством транспортировки среднеазиатского газа на рынки России, Украины и Европейских стран. Изменение внешних рыночных условий позволило за последние несколько лет обеспечить почти максимальную загрузку газопровода САЦ, вследствие чего доходы от его эксплуатации вышли на первое место в структуре общих доходов ЗАО «ИЦА» (в 2002 году САЦ обеспечил поступление свыше 62% от общих доходов компании). В связи с этим, обеспечение надежности и эффективности эксплуатации МГ «САЦ» путем его восстановления и модернизации является приоритетной задачей для ЗАО «ИЦА».
9 Прогнозные объемы транспортировки газа по МГ «САЦ» Туркменский газ Годовой объем транспортировки газа к 2005 году должен достигать 48 млрд. м 3 /год. К году предполагается транспортировать до 80 млрд. м 3 \ год. Узбекский газ Годовой объем транспортировки газа к 2005 году должен достигать 10,0 млрд. м 3 /год. К году предполагается транспортировать до 10 млрд м 3 \ год Транспортировка казахстанского газа. к 2005 году прогнозируется к транспортировке с казахстанских месторождений следующие объемы газа: Тенгиз – 2,37 млрд м 3 \год. К году объемы транспортировки газа с месторождений Казахстана должны составить: Кашаган- 3,3 млрд м 3 \год (при условии обратной закачки) или 9,1 млрд м 3 \год при полном использовании. Тенгиз – 5,83 млрд м 3 \год. Итого: к 2005 году прогнозируемый объем транспорта газа составит 60,38 млрд. м 3 в год. Итого: к году прогнозируемый объем транспорта газа составит 99,1 млрд. м 3 в год.
10 Прогнозные объемы транспортировки газа по МГ «САЦ». 4,2 3,3 0 5,6 5,83 2, Объем, в млрд.м3/год.
11 Учитывая, что: Существующее оборудование на МГ САЦ произведено в основном российскими заводами-изготовителями, Межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли от г. налагает на Республику Казахстан определенные обязательства по сотрудничеству с Российской Федерацией, лидерами производства новых технологий газотранспортного оборудования являются западные транснациональные компании- производители. Предлагается: восстановление и модернизацию МГ САЦ проводить двух направлениях: 1. Ремонт существующего оборудования производить с привлечением российских, украинских и других международных компаний; 2. Строительство новых КС производить на основе западных технологий. Направления восстановления и модернизации МГ «САЦ».
12 Направления восстановления и модернизации МГ «САЦ». Схема финансирования программы восстановления и модернизации МГ САЦ: Первое направление - капитальный ремонт и модернизация существующих технологий осуществляется за счет вложений собственных оборотных средств. Второе направление - новое строительство на основе передовых технологий осуществляется за счет привлечения заемных средств, которые планируются получить от компании производителей и поставщиков оборудования.
13 Обоснование предлагаемой схемы финансирования В настоящее время доходы от транспортировки газа по МГ САЦ характеризуются: Доминирующей ролью транзита туркменского газа (более 90% от общего дохода) Краткосрочным и политизированным качеством отношений между Туркменистаном и потребителями газа (Россией и Украиной) Низким (относительно европейских) уровнем тарифа за транзит туркменского и узбекского газа. Следовательно: Относительно высокий финансовый риск вложения собственных оборотных средств в МГ САЦ. Привлечение заемных средств от производителей и поставщиков оборудования для финансирования второго направления программы (новое строительство) как привлекательная альтернатива вложению собственных оборотных средств Направления восстановления и модернизации МГ «САЦ».