Ассоциация классических университетов России (АКУР) МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
Advertisements

Ассоциация классических университетов России МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
1 Учебно-методический семинар «Проблемы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)третьего поколения» июня 2011г.,
Ассоциация классических университетов России (АКУР) Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ПРИНЦИПОВ НАЧИСЛЕНИЯ КРЕДИТОВ В ВПО РФ Бершадская М.Д. Денисович Л.И. Щирина И.В. Гадрани Л.А.
СОВЕЩАНИЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ДИРЕКТОРОВ И ДЕКАНОВ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Ассоциация классических университетов России МГУ имени М.В. Ломоносова Нормативно-методические основы формирования ООП на основе ФГОС Караваева Евгения.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
1 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ТРУДОЕМКОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОПРЯЖЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ Бершадская М.Д. Карпенко О.М. Щирина.
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового.
Транксрипт:

Ассоциация классических университетов России (АКУР) МГУ имени М.В.Ломоносова Применение системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения Евгения Владимировна Караваева Исполнительный директор АКУР, Заместитель проректора МГУ, доцент МАРТ 2011

ФГОС ВПО Требования к структуре ООП Общая трудоемкость ООП: Б – 240 ЗЕ, М – 120 ЗЕ, С – не менее 300 ЗЕ Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП Циклы (базовая и вариати вная части) Трудоемк ость задана в ЗЕ («вилки») Разделы Трудоемк ость задана в ЗЕ (без «вилок») Общие требования к организации образоват. процесса Требования к условиям: 1.Кадровым 2.Финансовым 3.Материальн о-техническим 4.Учебно- методическим и информацион ным Объекты деятельности Виды деятельности Задачи деятельности Компетенции Общекуль турные Професси ональные

Кредит ECTS Зачетная единица (ЗЕ) ??? TUNINGРуководство по ECTS 2009 г. ФГОС 1 ЗЕ соответствует 36 ак. часам Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 ЗЕ Письмо Департамента МОН от «Старые» Письма Минобразова ния ин/13 от и ин/15 от

ECTS (European Credit Transfer System) Европейская система перевода и накопления кредитов ECTS введена в действие в 1989 г. Она представляет собой формализованный способ учета трудоемкости образовательных программ путем присвоения условных «кредитов» их компонентам (дисциплинам, модулям и т.д.), позволяющий не только сопоставлять образовательные программы, но и перезачитывать результаты обучения при смене студентом образовательной траектории, учебного заведения или страны пребывания. Трудоемкость образовательной программы в кредитах оценивается по реальным трудозатратам СТУДЕНТА, а не преподавателя. ECTS применима ко всем типам ОП независимо от используемых образовательных технологий, форм и видов обучения

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Кредит ECTS – единица измерения трудоемкости учебной нагрузки студента, выражение номинального времени, необходимого студенту для достижения заданных результатов обучения (РО). Кредиты, присвоенные модулю (дисциплине) образовательной программы, показывают время, которое должен затратить средний студент на все виды учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, экзамены, самостоятельные исследования и т.д.) для достижения запроектированных результатов обучения. ВАЖНО! Количество кредитов не зависит от применяемой образовательной технологии, от соотношений объемов аудиторных и внеаудиторных видов учебной работы, от форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы (Письмо Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года «О разработке вузами основных образовательных программ - далее Письмо Департамента). Количество ЗЕ показывает - какую долю от ООП в целом занимают те или иные элементы образовательной программы (дисциплины, модули, практики, ИГА). «Мера» для определения этой доли – реальные трудозатраты студента для успешного освоения элемента ООП

Основные принципы При освоении студентом модулей (дисциплин) образовательной программы за каждый из них студенту начисляется определенное количество кредитных (зачетных) единиц. Кредиты (зачетные единицы) начисляются в случае успешного освоения студентом модуля (дисциплины) и начисляемое количество кредитов не зависит от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки Наряду с начислением кредитов (зачетных единиц) студенту выставляется оценка по системе, принятой в вузе. ВАЖНО! Полноценное использование системы ЗЕ предполагает введение балльно-рейтинговой системы оценивания

ECTS основана на принципе, что 60 кредитов соответствуют учебной нагрузке студента дневной формы обучения в течение одного учебного года ФГОС ВПО установил ту же норму для зачетных единиц. Она же была закреплена в Письме Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года. Исходя из этой нормы и законодательно определенных нормативных сроков освоения ООП были определены трудоемкости: ООП бакалавриата (240 з.е.), ООП магистратуры (120 з.е.), ООП подготовки специалиста (не менее 300 з.е.)

Кредиты (зачетные единицы) НЕ ОТМЕНЯЮТ часов, обе единицы трудоемкости тесно связаны друг с другом, используются совместно, но их функции в процессе проектирования и реализации образовательного процесса существенно различаются. В Европейской практике трудоемкость учебной нагрузки студента составляет (до 2000 часов в учебном году), то есть один кредит соответствует астрономическим часам

ФГОС: «Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам» Письмо Департамента : «В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов».

ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕ Объективные (возникшие из-за противоречивых нормативов) Субъективные (требующие ухода от сложившихся в вузе традиций расчета учебной нагрузки и организации образовательного процесса)

Объективные трудности Заданные во ФГОС и в др. документах нормативы, «противоречащие» друг другу, создают трудности при составлении календарного учебного графика и рабочего учебного плана в логике кредитов ECTS: 1) ФГОС задал жесткую норму: трудоемкость ООП при реализации очной формы обучения равна 60 з.е. в год! Умножим 60 ЗЕ на 36 часов получаем 2160 академических часов всего в году. Делим их на 54 часа максимально разрешенной еженедельной учебной нагрузки, получаем, что для реализации 60 ЗЕ необходимо всего 40 недель в году Одновременно задана норма каникул 7-10 недель в году, то есть реальный учебный год должен быть недели. ВОПРОС: Как может поступить вуз?

Объективные трудности 2) Реализация раздела «Физическая культура» трудоемкостью 2 ЗЕ, но 400 ак.часов (ФГОС устанавливает также, что часы физ-ры должны учитываться при расчете максимальной еженедельной нагрузки студента (54 часа), но не учитываться при расчете аудиторной нагрузки студента) Вопросы: как начислять ЗЕ по годам, если физкультура реализуется 3 года – по 0, 66 ЗЕ? где взять часы на реализацию «сверхнормативных» часов, выделенных на физкультуры (400-72=328)? Как технологично составить учебный план, если часовой эквивалент ЗЕ отличается столь значительно одной и той же ООП?

Объективные трудности 3) В Письме Департамента от 13 мая утверждается, что при расчете трудоемкости дисциплин (модулей), практик и ИГА недопустимо применять дробные значения ЗЕ, одновременно предлагается рассчитывать практики ИГА исходя из расчета 1,5 ЗЕ в неделю. Вопросы: если практика занимает в году три недели - можно ли ей присвоить 4,5 ЗЕ? если во ФГОС трудоемкость ИГА или практик задана не кратно 1,5 (например 4 ЗЕ, 7 ЗЕ и т.д.) – как планировать количество недель в учебном графике?

Для того, чтобы «дозагрузить» учебный год до недель вуз может пойти тремя путями 1)Увеличить часовой эквивалент ЗЕ в пределах разрешенной вилки 42 недели умножаем на 54 ак. часа. в нед. получаем 2268 ак.часов в году. Делим на 60, получаем 1 ЗЕ соответствует 37,8 ак.часа (такой эквивалент применять крайне неудобно!) 2) Уменьшить количество нагрузки студента в неделю 2160 ак.часов в году делим на 42 учебных недели получаем 51,428 ак.часов в неделю

3) Рекомендованный ПУТЬ «Избыточные» недели (относительно 40) тратить – на реализацию факультативов и «сверхнормативных» часов физической культуры, а для проектирования и реализации 60 ЗЕ основной образовательной программы брать ровно 40 учебных недель в году. При этом будут выполняться БАЗОВЫЕ соотношения системы ЗЕ: 60 ЗЕ – 40 недель 1,5 ЗЕ – 1 неделя (54 ак. часа) 1 ЗЕ – 36 ак. часов

Субъективные трудности Традиционно в российском вузе до введения ФГОС: 1)Расчет трудоемкости дисциплин велся в основном от аудиторных часов (от «нагрузки преподавателя») 2)Не велся расчет реального времени, необходимого на самостоятельную работу студенту, отсутствовало обеспечение самостоятельной работы и ее контроля со стороны преподавателя

Субъективные трудности 3) До 8 недель в учебном году занимали экзаменационные сессии, время выделенное на подготовку и сдачу экзаменов не включалось в расчет общей трудоемкости дисциплин 4) Так как еженедельная нагрузка студента считалась «в среднем» за все время обучения, реально нормы максимальной аудиторной нагрузки студента на младших курсах были значительно превышены. 5) У студентов практически не было возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий

ОПАСНОСТЬ для вузов «Втолкнуть» учебные планы пятилетнего специалиста в учебный план четырехлетнего бакалавра (путем субъективного «урезания» ) Путем механического деления и округления подогнать план под ЗЕ, не мотивировав преподавателей и не подготовив вузовскую нормативно-методическую базу к переходу на «студентоцентрированное» обучение Сделать «плавающий» часовой эквивалент ЗЕ от дисциплины к дисциплине (в зависимости от их «важности») внутри одной ООП, а также в разных ООП вуза, тем самым лишив возможности студента реализовать внутреннюю и внешнюю академическую мобильность.