Концепции непрерывного совершенствования Все течет, все изменяется, только изменения неизменны Старая китайская пословица Лекция
Модели TQM Концепции TQM: ориентированность на результат, фокус на потребителя, лидерство и постоянство цели, развитие и вовлеченность персонала, партнерства, управление процессами и явлениями, постоянное изучение, нововведения и улучшение, развитие корпоративной социальной ответственности. Премии Деминга (Япония); Премия Малкольма Болдриджа по качеству (США); Европейской премии по качеству; Международные стандарты ИСО серии 9000.
Премия Деминга Премия Деминга одна из самых почетных в мире наград за качество. Она присуждается с 1951 г. Японским союзом ученых и инженеров. Премией для отдельных лиц ежегодно награждаются: люди, которые внесли выдающийся вклад в разработку теории TQM или статистических методов, используемых для целей TQM; люди, внесшие выдающийся вклад в распространение TQM. Премию для компаний ежегодно вручают организации, которая с помощью TQM сумела существенно улучшить свои показатели и эффективно применяет TQM с учетом своих принципов управления, отрасли, вида деятельности и размера.
Премия Деминга 9 Результативность 10 Дальнейшее планирование 1 Политика и цели организации 3 Уровень образования и совершенствования 4 Сбор и использование информации 2 Организация и управление 7 Контроль ВОЗМОЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Критерии премии Малкольма Болдриджа Национальная премия Малкольма Болдриджа за качество была учреждена законом в США в 1987 г. с целью распространения TQM как важного метода повышения качества американских товаров и услуг. Премия названа в честь Малкольма Болдриджа, который с 1981 г. и до своей трагической смерти в результате несчастного случая на родео в 1987 г. был министром торговли США. Премия присуждается компаниям, работающим в промышленности и в сфере обслуживания, которые выпускают продукцию или оказывают услуги образцового качества. Благодаря ей компании имеют ряд критериев, на основе которых могут оценивать свою работу
Критерии премии Малкольма Болдриджа Руководство Информация и анализ Стратегическое планирование Человеческие ресурсы Управление процессами Удовлетворение требований потребителей Деловой успех ВОЗМОЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модель делового совершенства (EFQM) В 1988 г. 14 ведущих западноевропейских компаний основали Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Европейская премия по качеству это самая престижная в Европе награда, присуждаемая организациям. Она вручается фирмам, достигшим наибольших успехов в применении TQM в Западной Европе, фирмам, которые добились исключительных результатов, сделав управление качеством основным инструментом непрерывного улучшения.
Лидерство руковод- ства 10% Ключевые результаты деятельнос ти 14% Процессы 12% Персонал 10% Политика и стратегия 10% Партнерство и ресурсы 8% Результаты для персонала 9% Результаты для потребителей 20% Результаты для общества 7% ВОЗМОЖНОСТИ (50%)РЕЗУЛЬТАТЫ (50%) Модель делового совершенства (EFQM)
Премия Президента РК «Алтын сапа» Лидерство руковод- ства 10% Ключевые результаты деятельнос ти 15% Процессы 14% Персонал 9% Политика и стратегия 8% Партнерство и ресурсы 9% Результаты для персонала 9% Результаты для потребителей 20% Результаты для общества 6% ВОЗМОЖНОСТИ (50%)РЕЗУЛЬТАТЫ (50%)
Критерий 1. ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, необходимых для достижения долгосрочного успеха, и внедрение их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; вовлеченность руководства в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации ПОКАЗАТЕЛЬ КРИТЕРИЯ 1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личном примере своей приверженности культуре качества Данная деятельность может включать следующие показатели восприятия, характеризующие: Совершенство подхода в % Полнота подхода в % Оценка и пересмотр подхода в % -определение руководителями предназначения организации, выработку стратегии ее развития и культуры организации;
Итоговая анкета Наименование критерия в соответствии с моделью Премии Показатели критерия Оценка в баллахПримеча ние Максимальная оценка показателя критерия Самооценк а Экспертная оценка Лидирующая роль руководства 1 а б в г25 20 Политика и стратегия в области качества 2 а б в г25 20
Рейтинговые системы Рейтинговые системы Det Norske Veritas (DNV): международная система рейтинга качества International Quality Rating System (IQRS); международная рейтинговая система экологического менеджмента International Enviroment Rating System (IERS); международная рейтинговая система менеджмента безопасности International Safety Rating System (ISRS).
Международная система рейтинга качества International Quality Rating System (IQRS Документация системы менеджмента качества: написана доходчивым языком/формулировками (0...5 баллов); использует наглядные схемы/карты (0...3 баллов). Пример вопросов: Сравнивает ли организация тенденции по ключевым характеристикам с: показателями конкурентов (0/5 баллов); лучшими отраслевыми достижения ми (0/5 баллов); уровнем собственных целевых показателей (0/5 баллов).
Не бойтесь быть медленными, бойтесь быть неизменными