1 Бишкек, февраль 2010 г. ДЕЛОВАЯ СРЕДА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ глазами малого и среднего бизнеса Предварительные результаты исследования «Главным результатом преобразований по улучшению состояния бизнес-среды и инвестиционного климата должно быть не количество сокращаемых лицензий, а проникновение духа реформаторства в головы, так называемого, среднего звена бюрократии, поскольку без него невозможно осуществить реформы". Из выступления Президента КР от 29 сентября 2009 г.
В гг. правительство предприняло важные шаги по улучшению делового климата 1. Налогообложение Налоговый кодекс, январь 2009 г. 2. Проверки Закон о проверках, 2007 г. 3. Лицензии и разрешения Несколько указов и постановлений, разрабатывается законопроект 4. Регистрация Закон о регистрации юридических лиц, 2009 г. Данные шаги, а также другие меры позволили достигнуть прогресса, отмеченного отчетом Группы Всемирного Банка Doing Business Кыргызская Республика занимает 41 место в мире, по сравнению с 80 в прошлом году, и является первой по рейтингу страной в регионе Центральной Азии. 2
Основные приоритеты следующих реформ: -дальнейшее снижение регуляторных барьеров для бизнеса в сферах: Разрешительная система, налоговое администрирование, лицензирование -обеспечение исполнения законодательства: Принятые нормативные акты не реализуют свой потенциал в полной мере (например: регистрация по принципу «единого окна», назначение и проведение проверок на основе рисков и т.д.) РазрешенияЛицензииПроверкиНалоговое администрирование Стоимость прохождения процедуры для бизнеса $15.2 млн (0.38% от ВВП) $3.6 млн (0.09% от ВВП) $7.6 млн (0.19% от ВВП) $116 млн (2,9% от ВВП) Тем не менее, общее бремя административных процедур остается высоким 3
Более трети респондентов сообщили о том, что прибегают к неформальным методам при прохождении административных процедур При этом присутствует положительная динамика по сокращению данной практики по сравнению с 2005 г. (использованы данные BEEPS) 4 % предприятий, осуществлявших неофициальные платежи
При планировании налоговых проверок риск, т.е. потенциальное уклонение от налогов, не учитывается 5 ИП проверяются наиболее часто, несмотря на то, что их деятельность представляет собой меньший риск, по сравнению с МСП
Проверки другими органами: при выборе предприятий для проверок также не учитываются факторы риска 6
Отчет Doing Business 2010 отражает упрощение разрешительных процедур, предпринятое правительством за последние годы (с 59 в DB09 по 40 место в DB10) 7 Около 25% ИП и МСП получали разрешения в 2008 г. Получение каждого разрешения является длительным процессом, особенно для МСП Однако бизнесу необходимо множество различных разрешений для открытия, развития или просто продолжения своей деятельности
Более чем половине предпринимателей необходима хотя бы одна лицензия для ведения деятельности 8 Наибольшее бремя при получении лицензий лежит на МСП
Кыргызстан является 14-й страной в мире по легкости открытия бизнеса, согласно отчету Doing Business 2010 При этом принцип «единого окна» не был полностью внедрен: по данным исследования фактическая регистрация бизнеса занимает дольше, чем предусмотрено законодательством 9
Предварительные рекомендации 1Оптимизировать и упростить налоговое администрирование, налоговую отчетность и бухгалтерский учет: использовать систему налоговых проверок, основанную нар факторах риска, реформировать упрощенный и общий режимы налогообложения для стимулирования роста МСБ 2Стимулировать предоставление налоговых отчетов в электронной форме 3Внедрить на практике систему проверок на основе риска: снизить частоту проверок бизнеса с низким риском и сфокусировать ресурсы на проверках бизнеса с высоким риском 4Сократить требования по разрешениям и лицензиям для видов деятельности с низкими рисками; продлить срок их действия. Принять закон, регламентирующий разрешительные процедуры, в котором, помимо прочего, предусмотреть введение принципа «молчание - знак согласия» 5Создать эффективную систему мониторинга исполнения законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей. Принять дополнительные меры по обеспечению полного и единообразного исполнения законодательных требований в отношении бизнеса 10
Благодарим за внимание! Проект IFC по улучшению инвестиционного климата в Кыргызской Республике Веб-сайт: Электронная почта:
Методология исследования Обследуемая группа состояла из 2009 респондентов, представлявших три категории Малого и Среднего Бизнеса (МСБ): Индивидуальные предприниматели (ИП): 667 Малые и средние предприятия (МСП): 711 Фермеры: 631 Исследование было проведено в 2009 году. 12