Д Е П О З И Т А Р Н О К Л И Р И Н Г О В А Я К О М П А Н И Я Внутрироссийская интеграция депозитарных систем: текущая ситуация и перспективы 5 октября 2005 года Моряков Игорь Взаимодействие центральных депозитариев стран СНГ: проблемы и перспективы
2 Ожидания участников рынка при создании ЦД ЦД должен служить целям развития рынка в интересах его участников ЦД должен предоставлять услуги пользователям на равных условиях Компромиссное распределение собственности и участие пользователей в управлении ЦД Прозрачные и контролируемые основными пользователями принципы корпоративного управления ЦД Минимальные затраты при создании ЦД Технологически безболезненный для пользователей переход к ЦД при сохранении высокого уровня сервиса
3 Текущая ситуация Наличие двух организаций, претендующих на роль ЦД – ЗАО «ДКК» и НП «НДЦ» Основные различия организаций: Основные активы на хранении (ДКК – акции, НДЦ – облигации, в первую очередь – государственные) Обслуживаемые рынки (ДКК – РТС, ММВБ и внебиржевой рынок, НДЦ – ММВБ) Структура собственности и управление (ДКК – преимущественно принадлежит и управляется участниками рынка, НДЦ – Банком России) Банк России пропагандирует создание ЦД на базе одной организации (НДЦ)
4 Количество выпусков ЦБ на обслуживании (на )
5 Структура выпусков ЦБ на обслуживании в ДКК
6 Структура выпусков ЦБ на обслуживании в НДЦ
7 Проблематичность создания ЦД только на базе НДЦ или ДКК (1) Недостатки создания ЦД на базе одной организации: Значительные материальные и трудовые затраты участников рынка по перестройке технологий, программного обеспечения и систем учета под стандарты одной из организаций Невозможность воспроизвести сервис каждой организации с тем же уровнем качества, так как будет утрачен наработанный опыт и потенциал (интеллектуальный и технологический) ДКК как крупнейшего депозитария на рынке акций России, НДЦ как крупнейшего депозитария на рынке облигаций, в первую очередь государственных
8 Проблематичность создания ЦД только на базе НДЦ или ДКК (2) Недостатки создания ЦД только на базе НДЦ: Абсолютный контроль Банка России и аффилированных структур над ЦД, как следствие: Миноритарная роль пользователей услуг ЦД в структуре собственности и управления ЦД Негибкость и невозможность приспособления к интересам рынка и его основных участников Увеличение издержек участников рынка на услуги ЦД в долгосрочном плане Недостатки создания ЦД только на базе ДКК: Отсутствие опыта обслуживания государственных ценных бумаг Создание ЦД на базе одной организации нецелесообразно, поскольку не соответствует ожиданиям участников рынка
9 Ожидания участников рынка реализуемы в модели создания ЦД в форме холдинга на базе ДКК и НДЦ
10 Преимущества предлагаемой модели Рыночность структуры, наибольшее отражение интересов профучастников Компромиссное распределение собственности и участие пользователей в управлении ЦД, в том числе влиять на менеджмент Закрепление де юре сложившегося разделения функций ЦД по секторам рынка Обеспечение справедливой конкуренции между торговыми площадками Отсутствие необходимости дополнительных инвестиций Сохранение действующих связей рынка с инфраструктурой Повышение конкурентоспособности в отношении западной инфраструктуры Сохранение конкурентной среды при централизации учетных функций – пользователи смогут выбирать организацию для ведения счетов депо исходя из качества обслуживания Возможность поэтапного сближения технологических платформ и унификации операционных технологий ДКК и НДЦ Согласованное стратегическое развитие инфраструктуры, определяемое на уровне управления холдингом Эффективное оперативное управление по секторам рынка на уровне ДКК и НДЦ
11 Необходимо сделать Предусмотреть в Законе «О центральном депозитарии» на первом этапе создания ЦД существование двух ЦД по разным финансовым инструментам Ведение переговоров между профессиональным сообществом и Банком России по вопросу создания ЦД