©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян Перспективы развития национальной банковской системы Банковская система России: Стратегия экономического роста
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 2 Членам АРБ принадлежит 90% чистых активов и 84% совокупного капитала банковской системы России В деятельности АРБ принимает участие более 900 банков и других организаций, представляющих практически все регионы России Статистика членства в АРБ Всего в банковской системе на г. действовало 1276 банков Из них члены АРБ Доля в активах банковско й системы 30 крупнейших банковвсе64% 100 крупнейших банков8480% 200 крупнейших банков15084% 34 банка со 100% иностранным капиталом 25 Банкам-членам АРБ принадлежит: С 1997г. АРБ представляет Россию в Европейской банковской федерации АРБ имеет 2 зарубежных представительства Динамика роста АРБ за 2005г. ед. Млрд. руб.
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 3 Доля неденежных расчётов в общем объёме реализации товаров, работ и услуг Роль банков в экономике постоянно возрастает: 1. Сокращаются объёмы неденежных расчётов 2. Повышается доля банковских кредитов в общей сумме обязательств предприятий Доля банковских кредитов в общей сумме обязательств предприятий 2
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 4 Динамика основных показателей банковской системы России Активы и капитал банков Кредиты, вклады и депозиты
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 5 ВВП, активы и капитал банков: Россия и другие страны Активы банков России и других стран Капитал банков России и других стран ВВП стран в 2004 году
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 6 Денежно-кредитная политика и насыщение банков ресурсами млрд. долл./млрд. евро при низкой цене нефти Urals 39$ за барр
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 7 Почему возникла необходимость написать Стратегию повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ? Стратегия - «направляющий вектор» движения системы, позволяющий выстраивать стратегии развития отдельных банков Стратегия Правительства и ЦБ РФ Отражает позицию регулирующих органов Сконцентрирована на политике государства в отношении банковской системы, банковском регулировании и надзоре, вопросах предупреждения банкротства и ликвидации банков. Стратегия АРБ Отражает позицию участников рынка Не противоречит утверждённой Правительством, а развивает ряд важнейших положений, касающихся деятельности участников рынка. Принята на XVI Съезде АРБ 5 апреля 2005г. Одобрена Правительством в феврале 2004г. Одобрена Правительством 1 июля 2004г. Подписана 5 апреля 2005г. Почему возникла необходимость написать «Стратегию повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ»?
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 8 Основные блоки Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы Российской Федерации Увеличение капитализации банков и повышение рентабельности банковской деятельности Расширение объёма долгосрочных ресурсов Усиление юридической защиты прав кредиторов Укрепление стабильности банковской системы, расширение рефинансирования, снижение затрат банков и себестоимости банковских услуг Основные блоки Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы Российской Федерации
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 9 Динамика доли вкладных операций российских банков с гражданами Рост вкладов граждан в банках
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 10 Система страхования вкладов Свыше 100 тыс. руб. (1,6%) Свыше 100 тыс. руб. (60,1%) До 100 тыс. руб. (98,4 %) До 100 тыс. руб. (39,9 %) Объем обязательств перед вкладчиками (2,26 трл. руб.) Количество открытых счетов (330 млн.) Структура депозитов физических лиц в зависимости от сроков размещения (%) 2,9 6,6 12,9 1,5 15,7 1,7 8,1 16,1 51,8 6,5 60,4 15,6 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 До востребования и до 30 дней От 31 до 90 дней От 91 до 180 дней От 181 дня до 1 года От 1 года до 3 лет Свыше 3 лет Банки со 100% иностранным участием В среднем по банковской системе
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 11 Для обновления основных фондов российских предприятий требуются значительные объёмы долгосрочных кредитов Кредиты предприятиям по срокам погашения 60% 29% 11% Средние показатели износа основных фондов российских предприятий млрд. руб. Вклады и депозиты по срокам 48,6% 44,9% 6,5% 67% 18% 15% 86% 11,4% 2,6% За 2004 год неудовлетворенный спрос промышленных предприятий на кредитные ресурсы превысил $10 млрд. (более четверти всего кредитного портфеля промышленности)
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян Количество кредитных организаций с иностранным капиталом Данные Банка России Иностранный капитал в российской банковской системе
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 13 Более 50% кредитов российские заёмщики привлекают за рубежом. 38% 62% Кредиты российских банков за счет иностранных заимствований - 14% Кредиты российских банков, в т.ч. 48% - кредиты банков за счет внутрироссийских ресурсов Прямые кредиты иностранных банков в экономику России Российские и иностранные кредиты для экономики России 2004 г. (1-е полугодие)2005 г. (1-е полугодие) Справочно:данные Госкомстата за 1-е полугодие 2005 г (без реинвестированной прибыли ) 4,5%10,7%4,5% Прирост прямых иностранных инвестиций в российскую экономику (в % к общей сумме кредитов в экономику России) 8
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 14 Кредитование предприятий и населения: значительные возможности для развития Доля кредитов малому бизнесу в % к ВВП по странам Потребительское кредитование (в % к ВВП) Отношение кредитов предприятиям к ВВП по странам Динамика процентных ставок по кредитам в России
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 15 В отсутствие законодательства о защите прав кредиторов российские банки не смогут конкурировать с иностранными Прирост просроченной задолженности по кредитам Юридическая защита прав кредиторов – важное условие расширения кредитования экономики +1%+20% +30% +13% В настоящее время доля убыточных организаций в России составляет более 40%. НЕОБХОДИМО: Ввести внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество Исключать заложенное имущество из конкурсной массы при банкротстве Ужесточить уголовную ответственность за уклонение от возврата кредита
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 16 Достаточен ли надзор: две позиции РИСКИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по опросам российских банкиров) (по опросам российских банкиров) 1.Риск чрезмерного регулирования 2.Кредитный риск 3.Несовершенство методов управления рисками 4.Низкое качество корпоративного управления 5.Валютные риски 6.Риски вложений в производные инструменты 7.Фондовые риски … Мошенничество Мошенничество «…проведение глубоких и решительных «…проведение глубоких и решительных реформ может привести к значительному реформ может привести к значительному повышению кредитоспособности российских банков.» Из отчета Standard & Poor's «Анализ рисков банковского сектора «Анализ рисков банковского сектора Российской Федерации» от г. Российской Федерации» от г. Согласно опросу PricewaterhouseCoopers, PricewaterhouseCoopers, проведенному в 53 странах (в том числе и в России), (в том числе и в России), чрезмерное вмешательство надзорных органов в деятельность – главное органов в деятельность – главное препятствие для развития банковского бизнеса. Позиция Standard & Poor's – надзор за банками в России недостаточен. Необходимо провести радикальную реформу отрасли
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 17 Наглядный пример проявления чрезмерного регулирования Правительство РФ представила в Думу РФ пакет изменений в Законы, направленный на: -повышение уровня достаточности капитала с 2% до 10% для отзыва у банка лицензии; - установления срока 2 месяца для отзыва лицензии при установлении Н1 ниже 10%; -Безусловного отзыва лицензии при выполнение вышеуказанных условий Введение данных мер приведет к падению объемов кредитования в среднем на 20% 18
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 18 Основные законодательные акты, принятые в годах при активном участии АРБ Федеральный закон от г. 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 22.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». (АРБ добилась отмены императивной нормы об обязательном подписании проспекта эмиссии ценных бумаг финансовым консультантом). Федеральный закон от года 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 859 ГК РФ» (закреплено право банков во внесудебном порядке закрывать «нулевые» счета, «неработающие» в течение двух лет). Федеральный закон 106-ФЗ и 58-ФЗ в 2005г. О внесении изменений в НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах (ст. 257, 2569, 264, 259, в т.ч. отменен сбор в размере 20 тыс. руб. за открытие филиала (ст )). Федеральный закон от г. 218-ФЗ «О кредитных историях». (создание и определение условий для формирования и хранения информации о погашении заемщиком кредитов). Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в ст. 446 ГПК РФ» (право банков обращать взыскание на заложенное жилье).
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 19 Основные нормативные правовые акты, принятые при активном участии АРБ Положение ЦБРФ от г. 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций". Инструкция Банка России от г. 110-И «Об обязательных нормативах банков». (Указание ЦБ РФ 1549-У от отменила норматив Н5 «Общая ликвидность». Письмо ЦБ РФ от г. 96-Т «О включении ценных бумаг в ломбардный список Банка России». Положение Банка России от г. 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». Положение Банка России от г. 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 20 Важнейший вопрос – механизм совместной выработки и реализации решений органами власти и банковским сообществом Разработка проекта нормативного правового акта. Согласование проекта с банковским сообществом в лице АРБ. Максимальный учёт замечаний и предложений банков. Предоставление банкам необходимых материалов и времени для изучения и адаптации к новым требованиям. Проведение разъяснительной работы среди банков и их клиентов о целях и порядке введения новых требований. Важнейший вопрос – механизм совместной выработки и реализации решений органами власти и банковским сообществом
©Ассоциация российских банков, 2005 Г.А. Тосунян 21 Реализуя конкретные проекты, совершенствуя банковское законодательство, достигая поставленных в Стратегии целей, мы сможем построить мощную, развитую, конкурентоспособную банковскую систему!