Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1999) ЦЕЛЬ – интеграция национальных систем образования для создания единого образовательного пространства, повышения качества образования, его конкурентоспособности и реализация социальной роли высшего образования.
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1999) Основные постулаты принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к диплому принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенном и послестепенном внедрение системы зачетных баллов или кредитной системы по типу ECTS содействие мобильности содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании
ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАЗАХСТАНА В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 1997 г. – подписание и ратификация Лиссабонской Конвенции 2003 г. – введение кредитной системы обучения 2003г. – подписание вузами Казахстана Великой Хартии университетов 2004г. – введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО). 2009г. – введение в действие Классификатора высшего и послевузовского образования в соответствии с уровнями образования Болонского процесса: бакалавриат, магистратура, докторантура. 11 марта 2010 г. – присоединение Казахстана к Болонскому процессу
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРИАТ – МАГИСТРАТУРА – ДОКТОРАНТУРА -обеспечение преемственности всех уровней обучения; -повышение качества образования за счет устранения излишнего дублирования содержания образовательных программ; -усиление научной составляющей образовательного процесса.
КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ С 1 сентября 2003 г. в ведущих вузах республики начато обучение студентов 1 курса экономических специальностей на основе кредитной технологии обучения. Кредитная технология обучения обеспечивает международное признание национальных образовательных программ, мобильность студентов и преподавателей, а также повышение качества образования. В Казахстане полностью внедрена кредитная технология обучения. Основные принципы и инструменты этой системы приняты академическим, административным персоналом и студентами вузов.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ БАЛЛОВ Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS) является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, служит для усиления мобильности студентов и академического признания и применяется для всех видов образовательных программ и форм обучения.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ БАЛЛОВ При применении ECTS в качестве накопительной системы кредиты используются для описания полных программ обучения. Основанием для распределения кредитов является официальная длительность обучения по программе.
БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ECTS информационный пакет; договор на обучение (между вузом и студентом); регистрация оценки знаний; общеевропейское приложение к диплому.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАКЕТ общая информация об университете, его расположении, проживании студентов; административные процедуры, необходимые для регистрации; академический календарь; порядок приема; типы курсов; методики и технологии преподавания; величины кредитов и их структура; названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов; условия проведения экзаменов и оценки знаний, степени и звания, присваиваемые по окончании вуза.
ДОГОВОР НА ОБУЧЕНИЕ Описывает программу обучения за рубежом и подписывается лично студентом и руководителем вуза до того, как студент уезжает за рубеж. В договоре содержится список курсов или модулей курса, которые студент планирует изучить. Соглашение должно быть подписано тремя сторонами: студентом, официальным лицом посылающего на обучение студента вуза, и официальным лицом принимающего учебного заведения.
РЕГИСТРАЦИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Показывает достижения студента до и после обучения за рубежом. Документ содержит не только кредиты ECTS, но и уровень (курс), соответствующий местным условиям обучения и шкалу ECTS кредитов. Сочетание местного уровня обучения (курса) и ECTS кредитов дает качественную и количественную характеристику программы обучения студента в другом вузе.
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМУ Документ, разработанный Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО для обеспечения международной прозрачности, сопоставимости, академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, научных степеней, сертификатов). Данный документ служит только для академического признания и не является официальным подтверждением документа об образовании; без диплома о высшем образовании не действителен.
ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА КРЕДИТОВ Кредиты РККредиты ECTS
СРАВНЕНИЕ ECTS И КАЗАХСТАНСКИХ КРЕДИТОВ ECTSКАЗАХСТАНСКАЯ КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Общее количество кредитов за годы обучения 180 кредитов за 3 года, 240 кредитов за 4 года 128 кредитов теоретического обучения, всего – 146 кредитов за 4 года Один год обучения60 кредитов24-36 кредитов 1 кредит30 часов на все виды работы 45 часов – теоретическое обучение 15 часов – учебная практика; 30 часов – педагогическая практика; 75 часов – профессиональная практика
ПЕРЕВОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ расчет трудоемкости дисциплины образовательной программы Республики Казахстан в кредитах ECTS производится исходя из умножения ее трудоемкости в кредитах на переводной коэффициент, равный 1,7, с округлением до целых, по установленным правилам. При этом трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины; для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах ECTS, в кредиты РК используется переводной коэффициент, равный 0,6, с округлением до целых, по установленным правилам.