ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ Д.т.н., проф. А.В. Котельников (ОАО «ВНИИЖТ»)
Доля потребления ОАО «РЖД» в государственном энергобалансе России Наименование энергоресурса Потребление ОАО «РЖД» Доля энергоресурса в энергобалансе ОАО «РЖД» Доля ОАО «РЖД» от потребления в РФ Электроэнергия, млрд. кВтч47,963,74,8 Дизельное топливо, млн. тонн3,319,011,0 Уголь, млн. тонн2,56,91,1 Мазут, млн. тонн0,633,43,7 Газ природный, млн. м³6022,70,13 Тепловая энергия, млн. Гкал4,44,43,00,3 Бензин автомобильный, тыс. тонн 147,20,90,5 1
2 Динамика изменения удельного расхода электроэнергии на тягу поездов за 1988 – 2030 гг.
Зависимость фактического удельного расхода электроэнергии на тягу поездов от объема работы железных дорог в период кризиса 90х годов Удельный расход ТЭР, кВтч/изм работа, млн. ткм бр гг гг % +15% ЭЛЕКТРОТЯГА
Зависимость фактического удельного расхода дизельного топлива на тягу поездов от объема работы железных дорог в период кризиса 90х годов Удельный расход ТЭР, тыс т/изм работа, млн. ткм бр гг гг % +25% ТЕПЛОТЯГА
10 % III IVIIIIIIIV 2008 г.2009 г. -8,3 -22,1 -7,0 -15,2 -3,0 -8,3 -16,3 -33,2 -24,4 -18,0 -16,0 электротяга теплотяга 5 Динамика изменения объема работы в целом сети железных дорог ОАО «РЖД» (ткм брутто) по отношению к III кв г. % прогноз квартал
6 III IVIIIIIIIV 2008 г.2009 г. - электротяга - теплотяга % -5,2 -8,2 -8,6 -10,2 -21,4 +13,5 +12,5 0 +3,0 -10,0 -19,6 -27,5 -32,6 +5,0 -47,6 -18,0 -23,0 -35,0 -36,0 -41, Кбш. ж.д. (max) Заб. ж.д (min) квартал Динамика изменения объема работы железных дорог (ткм брутто) по отношению к III кв г. % прогноз
Динамика изменения основных энергетических показателей работы ОАО «РЖД», в % к предыдущему году -11,0% объём работы (ткм бр.) потребление всех видов ТЭР 2004 год +7,1% -1,4% =8,5% +3,0% -4,4% =7,4% =3,4% +4,7% +1,3% +5,9% +2,0% =3,9% =2,95% +1,25% -1,7% =1,0% -10,0% 2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год (прогноз) ТЭР Работа 7
Динамика снижения энергоемкости перевозочного процесса Российских железных дорог (тонны условного топлива на приведенные ткм нетто) ,5 13,5 12,4 11,7,6,5,3 10,0 8,7 О б р а з о в а н и е О А О « Р Ж Д » Э н е р г о е м к о с т ь т у. т. / м л н. п р и в. т к м н е т т о -6,9% -14,5,% -19,3,% -20,0% -,7% -40%
Динамика изменения удельных расходов ТЭР на тягу поездов Таблица Год 2007 (факт) 2008 (факт) 2009 (прогноз) 2010 (прогноз) Электротяга (кВтч/10 4 ткм брутто) 116,4 115,5 -116,4 115,4 114,2 – 115,8 114,3 113,1 – 115,2 112,9 112,0 – 113,7 Теплотяга (кГ у.т/10 4 ткм брутто) 67,0 65,8 - 66,9 66,9 65,3 – 66,2 65,5 64,9 – 65,8 64,2 63,7 – 65,0 Знаменатель: Прогноз по ЭС
Основные качественные показатели реализации ЭС-2030 NN п.п. Показательв 2030 году 1Снижение удельной энергоемкости ВВПне менее 2 раз 2 Рост душевого потребления различных видов ТЭР на 40-85% к уровню 2005 года 3 Рост производства ТЭР, всего - для внутреннего потребления 26-36% 39-58% 4 Снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду Не менее 2 раз 5Ежегодная экономия энергоресурсовне менее 300 млн. т.у.т. 10
ТЭР2030г.к 2008 году экспортпримечание добычапереработка нефть +8,7-9,7%+16-31% -6,4% газ % % уголь %+ в 1,8 раза На существующем уровне электроэнергия + в 1,7-2,1 раза- - Установлн. мощность электростанций +1,6-2,0 раза Нетопливная энергетика (атом, гидро, нетрадиционная) с 32% до 38%- - Прогнозные ориентиры по топливно-энергетическим ресурсам проекта Энергетической стратегии России
Структурная схема взаимодействия по реализации проекта Федерального закона «Об энергосбережении» Уполномоченный орган государственной власти РФ Государственный реестр энергосбережения Пользователи Регистрация Разрешение на использование Кээ > 1 Производители, импортеры Нормативы энергоэффективности Кээ > 1 Право на субсидии из госбюджета Кээ 1 Запрет на использование или разрешение на использование с платой в госбюджет (штраф) Запрет на изготовление, на ввоз в РФ Разрешение на изготовление, на ввоз в РФ Регистрация Право на субсидии из госбюджета К ээ = _______ Э факт Э норма 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ