Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Разработчики концепции развития УУД. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова 2
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. 3
В широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. 4
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта 5
Задача современной системы образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 6
запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего начального образования желание самих учащихся – научиться учиться Формирование установок на здоровый образ жизни Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД 7
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования. 8
Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика. 9
Обучающийся - «архитектор» и «строитель» образовательного процесса. 10
Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 11
Блоки УУД личностный регулятивный познавательный коммуникативный 12
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером 13
Виды коммуникативных действий. -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов; -управление поведением партнера; -контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Учебное сотрудничество 15
Правописание парных согласных на конце слова плод 16
плот 17
Обучающийся научится: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 18
Парная и групповая работа. 19
Правила работы в группах 20
Выбери объекты живой природы. 21
Ученик научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 22
Связь УУД с учебными предметами. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. 23