Методика работы по формированию навыка решения составной задачи Учитель- дефектолог МОУ СОШ п.Нивенское Долгополова Е.В.
Последовательность работы над усвоением содержания задачи. разбор непонятных слов и выражений, которые встречаются в тексте задачи. (до чтения задачи); чтение текста задачи учителем и учеником; запись условия задачи; повторение задачи по вопросам.
Поиск решения задачи. Отвечая на вопросы учителя, поставленные в определенной логической последовательности, учащихся подводят к составлению плана решения задачи и выбору действий. Проводится беседа с учащимся, в процессе которой, устанавливается зависимость между данными и искомыми.
Решение задачи Устно составляется план и намечается последовательность действий.
Запись решения задачи При решении сложных задач могут использоваться следующие формы записи. запись арифметических действий и ответа задачи; запись решения с пояснением того, что найдено в результате каждого действия; запись решения с вопросами (вопросы и действия чередуются). В конце записывается ответ; запись сначала только плана решения, затем соответствующих действий или, наоборот, запись сначала действий, а затем плана решения задачи. В конце записывается ответ.
Формулировка ответа Форма ответа может быть краткой и полной.
Проверка решения задачи Проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и коррекционное значение для детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому необходимо: Проверять, если это возможно, реальность ответа (соответствие его жизненной действительности). Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Осуществлять проверку решения задачи другим способом (по возможности). Использовать прием прикидки вопроса. Использовать элементы программированного контроля.
Последующая работа над решенной задачей изменение отношений между данными условиями задачи и выяснение, как это изменение отразится на решении задачи; изменение вопроса задачи; изменение условия задачи, привнесение в него дополнительного данного или изъятие какого- либо данного: изменение числовых данных, сюжета задачи, решение задачи, аналогичной данной.
В структуру урока необходимо включать работу по составлению задач. В готовое условие вставляется одно, а затем и два пропущенных числовых данных. К готовому условию ставятся вопросы. К вопросу подбирается условие задачи. Составление задачи по иллюстрациям: по картинке, плакату, схеме, чертежу, краткой записи условия. Составление задач по числовым данным. Составление задач по готовому решению. Составление задач по готовому плану. Составление задач на указанные арифметические действия. Составление задачи определенного вида. Составление аналогичных задач.
Форма карточки Прочитай задачу внимательно. О чем это задача? Что известно в задаче? Назови каждое число и объясни, что оно показывает? Назови главный вопрос задачи? Объясни, что нужно узнать в задаче? Запиши задачу кратко или сделай чертеж. Повтори задачу по краткой записи. Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Каких данных не хватает, чтобы ответить на этот вопрос сразу? Что можно узнать сначала? Каким действием? Что можно узнать потом? Составь план решения и наметь действия. Выполни решение. Проверь решение и запиши ответ задачи. Работать по этим карточкам надо учить