КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Концепция определяет: цели, задачи, принципы и основные направления развития инклюзивного образования в Казахстане необходимость обеспечения равных прав и возможностей на получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями цели, задачи, принципы и основные направления развития инклюзивного образования в Казахстане необходимость обеспечения равных прав и возможностей на получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями
Концепция разработана в соответствии: со статьей 30 Конституции РК нормами Законов РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,«Об образовании» Государственной программой развития образования в РК на годы со статьей 30 Конституции РК нормами Законов РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,«Об образовании» Государственной программой развития образования в РК на годы
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении детей с ограниченными возможностями (данные обл.ПМПК на январь 2009г.)
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: недостаточное количество специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями (как правило, в маленьких городах и сельской местности)
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: отказ родителей от посещения их детьми специальных организаций образования, связанный с отдаленностью специальной организации от места проживания семьи, трудностями транспортировки детей к ним, нежеланием воспитывать ребенка в условиях интерната
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: стремлением родителей обучать детей среди нормально развивающихся сверстников
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в массовых организациях образования, испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала и овладении социальными навыками
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: отсутствие индивидуального подхода, специальной коррекционно-педагогической, психологической и социальной поддержки, учета специальных образовательных потребностей
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК: педагоги массовых школ не имеют соответствующих знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями, что не является содержанием их вузовской подготовки
Цель, задачи и ожидаемый результат Концепции
ЦельЦель Создать национальную модель (систему) включения лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс
ЗадачиЗадачи определение принципов интегрированного образования определение основных направлений развития интегрированного образования определение условий включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс определение принципов интегрированного образования определение основных направлений развития интегрированного образования определение условий включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс
Ожидаемый результат Концепция позволит создать механизм реализации прав детей и молодежи с ОВ: - на жизнь и воспитание в семье - на получение качественного образования Концепция позволит создать механизм реализации прав детей и молодежи с ОВ: - на жизнь и воспитание в семье - на получение качественного образования
Ожидаемый результат - на доступ к информационным, коммуникационным и жизненным ресурсам - обеспечение максимальной социальной адаптации и интеграции в общество - на доступ к информационным, коммуникационным и жизненным ресурсам - обеспечение максимальной социальной адаптации и интеграции в общество
Принципы инклюзивного образования организация ранней диагностики и коррекционно- педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями в развитии
Принципы инклюзивного образования обязательное психолого- педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс
Принципы инклюзивного образования определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции
Основные направления развития инклюзивного образования
1. Формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии
2. Создание нормативной правовой базы, регулирующей процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс
3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии
4. В общеобразовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс
5. Психолого-медико- педагогическое сопровождение интегрированных детей
6. Профессионально- трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии
7. Программно- методическое и учебно- дидактическое обеспечение образования
8. Кадровое обеспечение организаций образования, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями
9. Материально- техническое оснащение организаций образования, в
10. Включение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования
11. Проведение специальных научных исследований, направленных на теоретическое, методическое обеспечение системы включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс
Условия и этапы реализации Концепции
УсловияУсловия Согласованность действий со стороны заинтересованных министерств: образования и науки здравоохранения социальной защиты и труда местных исполнительных органов общественных организаций Согласованность действий со стороны заинтересованных министерств: образования и науки здравоохранения социальной защиты и труда местных исполнительных органов общественных организаций
Этапы реализации. 1 этап( г.) - создание нормативной базы, разработка программ подготовки педагогических кадров, работа с родителями и общественностью для реализации интегрированного образования
2 этап( г.) - создание, в организациях образования общего типа, условий необходимых для реализации интегрированного образования и обеспечение психолого- педагогического сопровождения детей, включенных в общеобразовательный процесс
2 этап( г.) - реализация программ по подготовке педагогических кадров, работа с родителями и общественностью
3 этап( г.) завершающий этап – создания национальной модели (системы) включения лиц с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс
3 этап( г.) - реализация прав детей и молодежи с ограниченными возможностями жить и воспитываться в семье, получать качественное образование, иметь доступ к информационным, коммуникационным и в целом жизненным ресурсам