ISO 9001. ТРЕБОВАНИЯ Глава 4. Система управления качеством J. Esteban Fdez. Rico Alberto Álvarez Suárez UNIVERSIDAD DE OVIEDO CENTRO PARA LA CALIDAD EN.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Сидорин А.В.1 Процессный подход в системах менеджмента качества. Документация как основа системы менеджмента качества. Методический материал.
Advertisements

Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
МСК ISO 9000: ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ И.Г. Карелина Курс повышения квалификации «Управление качеством» 27/03-07/04/2006.
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества ТРЕБОВАНИЯ Improving University Management Through Self Assessment Tempus Project TO
Документирование СМК Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Трапицын Сергей Юрьевич заведующий кафедрой управления образованием.
Система менеджмента качества ясно определенная политика и цели; организационная структура; установленные объемы ответственности; установленные процедуры.
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Создание систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 на основе процессного подхода 1.
Системы менеджмента качества ТребованияISO " Выполнил: студент группы ИНО-15 Хованов И.Е. Преподаватель: декан ИТФ, ктн, старший научный сотрудник,
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
Лекция 9. Документация системы менеджмента качества в вузе Цель лекции: освоить порядок управления документацией в системе менеджмента качества вуза.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Слайд-лекция Основные положения системы менеджмента качества по ISO 9001:2000 Дисциплина: Система менеджмента качества в образовании Специальность: 6 М.
Управление качеством и инновациями в соответствии с международными стандартами.
Различия ИСО 9001:2000 и ИСО 9001: Примеры редакционных правок Общие положения Вместо «на разработку и внедрение системы менеджмента качества (СМК)
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Транксрипт:

ISO ТРЕБОВАНИЯ Глава 4. Система управления качеством J. Esteban Fdez. Rico Alberto Álvarez Suárez UNIVERSIDAD DE OVIEDO CENTRO PARA LA CALIDAD EN ASTURIAS 1 / 61

4. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) 4.1 Общие требования Организация должна: > разработать > задокументировать > внедрить > поддерживать > постоянно повышать эффективность СМК в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта 2 / 61

Процессы СМК Организация должна: 1. Определить процессы, необходимые для СМК 2. Установить последовательность и взаимодействие этих процессов 3. Определить критерии и методы, необходимые для поддержки процессов и их мониторинг 4. Обеспечить наличие ресурсов и информации для поддержки процессов 5. Измерять, проводить мониторинг и анализировать процессы 6. Осуществлять меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов 3 / 61

Процессы, необходимые для СМК Каждое название раздела стандарта, обозначенное цифрой, является процессом СМК К примеру, процесс «Закупки» (7.4) и связанные с ним другие процессы являются процессом «оценки и выбора поставщиков» 4 / 61

Процессы, переданные сторонним организациям Если организация решает передать сторонним организациям выполнение каких-либо процессов, она должна: 1. Обеспечить контроль за процессом 2. Определить вид контроля в своей СМК Вид и масштаб применяемого контроля должны быть определены в рамках СМК 5 / 61

Ни одна организация не может эффективно функционировать без СМК Документировать СМК означает: –что система действительно существует –что её требования можно довести до персонала организации и потребителей 6 / 61

Стандарт ISO определяет, чего нужно добиваться вне зависимости от специфики каждой организации Главное требование: - Все усилия организации должны быть направлены на выполнение запросов потребителя на основе адекватно планируемых действий 7 / 61

4.2 Требования к документации Общие требования Документация СМК должна включать: a) Документально оформленные заявления о политике и целях в области качества b) Руководство по качеству c) Документально оформленные процедуры (6) и записи, требуемые настоящим стандартом d) Документы, включая записи, необходимые для: планирования/выполнения/контроля процессов 8 / 61

Документирование СМК Уровень 1 Руководство по качеству Документированные процедуры Уровень 2 Инструкции Записи Уровень 3 Уровень 4 MAPA DE PROCESOS 9 / 61

Документированная процедура Процедура должна быть: * разработана * документирована * внедрена * поддерживается в рабочем состоянии состоянии 10 / 61

Процедура Стандартная структура документированной процедуры: 1.Название 2.Цель 3.Значение 4.Описание действий 5.Записи 6.Приложения 7.Пересмотр, утверждение и изменения 8.Необходимые изменения 11 / 61

–Документированные процедуры: Контроль документации Контроль записей Внутренний аудит 8.3Контроль несоответствующей продукции Корректирующие действия Предупреждающие действия 12 / 61

Степень документированности организации Может различаться в зависимости от следующих факторов: > размеров организации и вида деятельности > сложности процессов и их взаимодействия > компетенции персонала Документация может быть в любой форме и на любом носителе 13 / 61

Роль документации СМК: Система менеджмента качества должна опираться на правильное утверждение и распределение документов в организации, для чего создаётся система управления документацией. Существует список всех действующих документов с указанием даты последней пересмотренной и утверждённой версии каждого документа. 14 / 61

В подразделениях организации, где выполняются основные процессы, должны иметься документированные процедуры и необходимые инструкции для правильного выполнения рабочих операций. Эти документы должны быть доступны персоналу всех уровней ответственности за качество продукции. 15 / 61

Существует документированная процедура для утверждения документов, порядка их рассылки и изъятия устаревших документов, с тем чтобы предотвратить использование двух версий одного и того же документа. Модификации или изменения в документах должны осуществляться тем же органом, который выпускал документ. 16 / 61

Когда, в силу правовых обстоятельств или по соглашению с потребителем, надо архивировать устаревший документ (к примеру, спецификацию или документированную процедуру), его помещают в специальный шкаф «Архив устаревших документов» и каждый документ содержит указание «Не действует» 17 / 61

Резюме -Система менеджмента качества должна быть документирована -Документы могут быть в любой форме и на любом носителе -Должны внедряться документированные процедуры - Для документов СМК целесообразно разработать процедуру пересмотра документов, которая описывала бы взаимосвязь между действующими процедурами и требованиями стандарта 18 / 61

Система документации включает в себя: –Политику качества и цели –Руководство по качеству (с указанием процедур) –6 документированных процедур, связанных с управлением СМК –Записи 19 / 61

При разработке документированных процедур необходимо обязательно учитывать уровень знаний, образования и профессиональной подготовки персонала, который будет осуществлять данные процедуры. Адекватная компетентность персонала может исключить необходимость письменных инструкций. 20 / 61

Другие документы: Полезны для СМК, но не требуются стандартом ИСО: Карты процессов, маршрутная схема и описание процессов Схема оргакнизационной структуры фирмы Спецификации - Инструкции по изготовлению и проверке/испытанию продукции 21 / 61

Документы по внутренним коммуникациям Производственные программы Списки утверждённых поставщиков Планы испытаний/проверки и инспекции продукции - Планы улучшения качества 22 / 61

4.2.2 Руководство по качеству Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии Руководство по качеству, которое включает в себя: a) область применения СМК, включая подробности и обоснование любых исключений b) документированные процедуры или ссылки на них c)описание взаимодействия процессов менеджмента качества 23 / 61

Руководство по качеству должно содержать: –Титульный лист с названием документа – Описание организации и информацию о ней –Карту качества –Маршрутную схему основных процессов –Организационную структуру по функциям и должностям в организации >>> 24 / 61

–Заявление о политике в области качества –Ссылки на разделы международного стандарта –Документированные процедуры и инструкции СМК 25 / 61

Контроль процесса составления «Руководства» Специальный раздел «Руководства» должен содержать правила подготовки данного документа, а именно: - РАЗРАБОТКИ –ПЕРЕСМОТРА –УТВЕРЖДЕНИЯ –РАСПРОСТРАНЕНИЯ –ПОСЛЕДУЮЩИХ МОДИФИКАЦИЙ 26 / 61

Начальник отдела менеджмента качества выступает как координатор, ответственный за разработку «Руководства по качеству» и его последующие модификации. Он представляет руководителю организации оригинал подготовленного документа для утверждения и занимается рассылкой копий документа лицам, ответственным за выполнение процессов. Причём оригинал документа находится у руководителя СМК. Примерный список лиц, получающих пронумерованную копию документа, может включать гендиректра организации, директора по административным вопросам, коммерческого директора, начальника производственного отдела и т.д. в зависимости от структуры и потребностей организации. 27 / 61

Начальник отдела менеджмента качества выступает как координатор, ответственный за разработку «Руководства по качеству» и его последующие модификации. Он представляет руководителю организации оригинал подготовленного документа для утверждения и занимается рассылкой копий документа лицам, ответственным за выполнение процессов. Причём оригинал документа находится у руководителя СМК. Примерный список лиц, получающих пронумерованную копию документа, может включать гендиректра организации, директора по административным вопросам, коммерческого директора, начальника производственного отдела и т.д. в зависимости от структуры и потребностей организации. 28 / 61

Остальные копии документа («Руководства») издаются с информационными целями, они не контролируются и не пересматриваются. «Руководство по качеству» издаётся в нескольких экземплярах, специально пронумерованных, которые вручаются лицам, ответственным за СМК. Эти получатели расписываются в получении своего экземпляра, а если в документ вносятся изменения, они должны немедленно заменить устаревшие страницы на новые. 29 / 61

4.2.3 Контроль за документами 1. Документами СМК необходимо управлять 2. Записи – специальный вид документов и ими надо управлять согласно требованиям, приведённым в разделе стандарта 30 / 61

Необходимо разработать документированную процедуру контроля документов, предусматривающую: 1. Проверку документов на адекватность до их выпуска 2. Идентификацию изменений и статуса пересмотра документа 3. Наличие соответствующих версий в местах применения 4. Обеспечение сохранения удобочитаемости и лёгкой идентификации 5. Идентификацию документов внешнего происхождения и контроль за их рассылкой 6. Предотвращение использования устаревших документов 7.Анализ и актуализацию, а если необходимо, переутверждение документа PD 31 / 61

Резюме Персонал должен иметь: Всю документацию, которая ему необходима Никаких устаревших документов Документы должны быть доступны и удобочитаемы 32 / 61

4.2.4 Управление записями по качеству Записи, установленные для обеспечения свидетельств соответствия требованиям и результативности работы СМК, должны контролироваться. Записи должны оставаться: чёткими легко идентифицируемыми подлежать восстановлению 33 / 61

Должна быть разработана документированная процедура (ДП) для управления документацией, в частности для определения средств контроля за такими факторами, как > идентификация (документа) > чёткость (читаемость) > хранение > защита > восстановление (локализация и доступ) > время хранения PD 34 / 61

Примеры записей, требуемых стандартом Раздел стандарта Требуемые записи 5.6.1Запись об анализе СМК высшим руководством организации e)Записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала 7.1 d) Записи, обеспечивающие свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям Записи анализа требований, относящихся к продукции и действий, вытекающих из анализа 7.3.2Записи о входных данных для проектирования и разработки Записи о результатах анализа проекта и разработки и необходимых действиях Записи результатов верификации проекта и разработки и всех необходимых действиях, связанных с этим процессом Записи о валидации проекта и разработки и всех необходимых действиях, связанных с этим процессом >>> 35 / 61

Продолжение слайда на стр Записи об изменениях проекта и разработки и необходимых действиях Записи об оценке организацией поставщика и необходимых действиях, вытекающих Запись о единой идентификации продукта, если прослеживаемость является требованием Запись о собственности потребителя, если она утеряна, повреждена или признана непригодной для использования 7.6 a) Запись об основных принципах калибровки и поверки измерительного оборудования, если отсутствуют национальные или международные эталоны для калибровки и поверки >>> 36 / 61

Продолжение слайда 7.6 Записи, подтверждающие результаты прошлых измерений, если обнаруживается, что измерительное оборудование не соответствует требованиям 7.6 Запись о результатах калибровки и поверки измерительного оборудования 8.2.2Записи о результатах внутреннего аудита и мониторинга Записи о лице (лицах), ответственных за выпуск продукции для поставки потребителю 8.3 Записи о причинах появления несоответствующей продукции и действиях, предпринятых в этой связи, включая разрешение на отклонения от потребителя 8.5.2Записи о результатах корректирующих действий 8.5.3Записи о результатах предупреждающих действий 37 / 61

Пример редакции текста данного раздела в «Руководстве по качеству» Качество необходимо документировать. Записи по качеству – письменные свидетельства, которые отражают результаты измерений и испытаний и документируют уровень качества продуктов и услуг предприятия. Все записи по качеству хранятся в информационной системе, с тем чтобы соответствовать принципу «ноль бумаг». Записи связаны с продукцией посредством соответствующего идентификационного номера. 38 / 61

Записи по качеству должны сохраняться по меньшей мере в течение пяти лет, не только с целью использования их в случае рекламации потребителя, но и в качестве статистической информации для анализа мер по улучшению Надо ставить цель делать записи о качестве каждого произведённого действия. Для этого надо увеличивать использование записей, связанных со статистикой калибровки оборудования, создавать архив контрольных карт процессов и мер по улучшению. 39 / 61

РЕЗЮМЕ Результаты СМК должны записываться в соответствующие документы, записи сохраняться В связи с записями важными вопросами являются полномочия уничтожать записи, конфиденциальность записи, аспекты контрактов и регламента, а также вопросы связанные с электронным использованием записей. При внедрении системы записей важно соблюдать все требования международного стандарта и потребности организации 40 / 61