1 Ханс Воссенштайн Москва И· ю ·н ·я 2 · 0 · 0 · 4 Центр изучения вопросов политики в области высшего образования Роль семей в финансировании высшего образования Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой
2 Выгоды и издержки высшего образования Вывод: общие выгоды разделение расходов
3 Кто должен платить ? Студенты Родители Выпускники Правительство
4 Принцип платежей получателя выгод: модель, ориентированная на выпускника Принцип платежей пользователя: фокус на студенте Обязательства относительно не учебных расходов: моральная, законная или практичная ответственность родителей Принципы и политическая реальность роль родителей Нынешние практики показывают, как выглядят механизмы поддержки студентов, если используются такие подходы: роль родителей
5 Различия в социально-экономическом статусе обусловливают субсидии Проверка уровня доходов либо проверка нуждаемости Социальный статус семьи и текущий доход Принцип платежей пользователя: фокус на студенте Разделение бремени расходов со студентами: использовать доходы студентов На практике:разделение бремени расходов с родителями (используется доход семьи) Модель, в центре которой студент
6 ПРАВИТЕЛЬСТВО посредники Модель, в центре которой студент СТУДЕНТЫ родители бюджет, гарантии Добровольные платежи родителей Отсутствие или низкая оплата обучения, базовые гранты,гранты согласно возможности платить, беспроцентные кредиты Скандинавские страны Н Нидерланды ТК Также: Канада, США
7 Модель, в центре которой родители Финансовая ответственность родителей: юридические /моральные обязательства Нефинансовая поддержка: общежитие, питание и учебные материалы Обычно связь с мерами по ответственности семей налоговые льготы семейные пособия небольшие гранты для способных или нуждающихся Н Но: …Желание платить со стороны родителей: заменить получателей субсидий? субсидии, не связанные с оценкой возможностей платить иногда высокодоходные группы выигрывают больше И Индивидуальные образовательные счета (программы сбережений)
8 ПРАВИТЕЛЬСТВО посредники Модель, в центре которой родители СТУДЕНТЫ РОДИТЕЛИ налоговые льготы, семейные пособия, образовательные счета бюджет, гарантии Отсутствие или низкая оплата обучения, гранты/стипендии на основе возможности платить, кредиты, материальные выгоды законные/мораль ные платежи родителей ГФ Германия, Франция Б Бельгия, Ю Южная, Центральная& В Восточная Европа
9 Модель, в центре которой выпускники К К редиты и отсрочка оплаты обучения вместо грантов У У ровень доходов частных лиц О О свобождение от уплаты долга, процентные субсидии, льготные периоды, выплаты в зависимости от дохода П П оэтому особое внимание положению выпускников, а не студентов и родителей Ф Ф окус на долгосрочных издержках и выгодах высшего образования Е Е сли разделение бремени расходов:использование доходов выпускников
10 ПРАВИТЕЛЬСТВО посредники Модель, в центре которой выпускники студенты / выпускники родители бюджет, гарантии добровольные платежи родителей отсрочка оплаты учебы, кредиты, процентные субсидии, списание долга, выплаты в зависимости от дохода В Великобритания А Австралия
11 Лучший подход? К К акой из подходов обеспечивает доступность лучше? … это зависит от:вида поддержки поддержка наиб. успевающих студентов помогают ли трансферты родителей? информация / восприятие С С убсидирование студентов дешевле или дороже субсидирования родителей или выпускников? … это зависит от щедрости М Можно и нужно ли предпочесть один подход другому? … это зависит от целей, традиций, политики и информации
12 На практике… все более сложно Н Недостатки: сложность проблема информации у целевой группы: склонность к долгам риск предоставления субсидий не нуждающимся студентам (при субсидиях родителям или на основе успеваемости) П Преимущества: реализуют разные цели используют разные источники меньшая уязвимость для изменений В В большинстве стран: сочетание субсидий родителям, студентам и выпускникам