СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ Василий Сергеевич ШАПКИН Генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА, д.т.н., профессор. Август 2012
2 Реестровый состав парка воздушных судов на 1 июля 2012 г. (всего ВС: 7812 ед., в том числе действующий коммерческий: 2581 ед.)
Организация обеспечения лётной годности в ГА РФ 3
Начальная ЛГ: Part-21 (CS-23, 25, 27, 29) Поддержание ЛГ: Правило 2042/2003 (Part-M, Part-145) Начальная ЛГ: Part-21 (Part-23, 25, 27, 29) Поддержание ЛГ: Part-91 (Part-43, 119, 121, 125, 135, 145) EASAEASA FAAFAA Система обеспечения ЛГ гражданских ВС в США и Евросоюзе 4
FAAEASAРоссия Order Правила EC 2042/2003ФАП-132 Годовая программа проверки Программа аудита организаций по УПЛГ (САМО) Программа проверки ЭВС Постоянная проверка в течение года Периодическая проверка 1 раз в период до двух лет Выборочная система проверки с количеством проверок с 95% доверительным уровнем, например для парка 500 ВС – 165 ВС Сплошной контроль с оформлением Сертификата оценки лётной годности на каждый экземпляр ВС. Поэкземплярный контроль Устранение недостатков системы ПЛГ ВС в результате проверки Устранение выявленных недостатков Привлекаются уполномоченные лица и организации (FAR-183) Привлекаются уполномоченные лица и организации (Part M, G) Привлекаются уполномоченные организации (ФАП-132) Контроль лётной годности Аудит Несоответствие Устранение причин несоответствия Проверка устранения Аудит Несоответствие Устранение Аудит Несоответствие Устранение причин несоответствия Проверка устранения 5
FAR-183 Назначенные представители Администратора (FAA) Физические лица, уполномоченные осуществлять госфункции В процессе эксплуатации Одобрение и инспектирование эксплуатанта Экзамены и сертификация авиационного персонала Оценка лётной годности экземпляров ВС Оценка соответствия организаций по ТО При производстве и разработке АТ Организации, уполномоченные осуществлять госфункции В процессе эксплуатации Одобрение и инспектирование эксплуатанта Оценка лётной годности экземпляров ВС Одобрение и инспектирование эксплуатанта При производстве и разработке АТ Назначение физических лиц и организаций представителями 6
ЭлементFAAEASA Несоответствия проекта ФАП «Порядок выдачи СЛГ» Ответственность за ПЛГ Есть в FAR Part: 91, 119,121,125, 135 Есть в Правилах 2042/2003, Part M Отсутствует Юридическое или физическое лицо, осуществляющее проверку Инспектор FAA или уполномоченный представитель, или уполномоченная организация Инспекторы EASA или NAA, или Организация по управлению ПЛГ (САМО), одобренная EASA, или другая уполномоченная организация по поручению NAA Организация по ТоиР – для коммерческих ВС; Специалист по ТоиР – для лёгких и сверхлегких ВС (п.28) Процедура назначения уполномоченных представителей или организаций Есть. В FAR Part 183 Есть. В Part M (Subpart G) Отсутствует Форма ТО, на основе которой подтверждается лётная годность ВС - для коммерческих ВС в соотв. С Программой ТО; - для ВС АОН- 100л.ч./12мес - для коммерческих ВС в соотв. С Программой ТО; - для ВС АОН- 100л.ч./12мес Для всех ВС – 100 ч. или эквивалентная форма (п.18 б) Периодичность инспекционных проверок ЛГ ВС В соотв. С годовым планом регионального отделения (1 раз в год) 1 раз в 12 месяцев. С ежегодным сертификатом оценки ЛГ 1 раз в год (п.26) Подтверждение типовой конструкции для импортируемых воздушных судов Сертификат типа Подтверждение от производителя о соответствии ВС типовой конструкции ? Сравнение проекта ФАП «Порядок выдачи сертификата лётной годности» и порядка сертификации ЭВС в США и Евросоюзе 7
Предложения Ввести в действие Федеральные авиационные правила «Система сертификации объектов в ГА РФ», разработанные Росавиацией. Необходимо в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие Федеральные авиационные правила по поддержанию летной годности, отвечающие сложившейся в России системе государственного регулирования в ГА, максимально гармонизировав их с системами ПЛГ Евросоюза и США. Необходимо разработать правила по аккредитации лиц и организаций, привлекаемых авиационной властью для выполнения работ по поддержанию летной годности воздушных судов ГА РФ. Все вышеозначенные ФАПы должны быть дополнены методами оценки соответствия (МОС). МОСы должны вводиться одновременно с введением соответствующих ФАПов, а также изменений и дополнений к ним. 8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Государственный научно-исследовательский институт Гражданской Авиации институт Гражданской Авиации , г.Москва, Михалковская улица, д.67, корп.1. Шапкин Василий Сергеевич Тел. +7(495) Е-mail: