Привлечение финансовых ресурсов с использованием корпоративных облигаций. Роль ММВБ.
Преимущества выпуска облигаций Роль биржи: » Публичность » Технологии » Маркетинг » Консалтинг » Вторичный рынок Роль биржи: » Публичность » Технологии » Маркетинг » Консалтинг » Вторичный рынок Выпуск облигаций является важнейшим инструментом формирования публичной кредитной истории и позитивного имиджа компании на финансовом рынке Возможность привлечения масштабных финансовых ресурсов на больший срок по сравнению с банковским кредитом При выпуске облигаций нет необходимости предоставлять ликвидное обеспечение Возможность оперативного управления структурой долга и процентной ставкой Реализация облигационных программ позволяет подготовить почву для последующих заимствований на внутреннем и международном рынках капитала
Преимущества организованного рынка » Надежный и экономически доступный способ заключения, оформления и исполнения сделок. » Снижение рисков для инвесторов. » Уменьшение стоимости заимствований для эмитентов. » Увеличение ликвидности вторичного рынка. » Существующее налоговое законодательство делает размещение ценных бумаг на организованном рынке более выгодным для эмитента – т.к. позволяет инвесторам использовать биржевую котировку ценных бумаг для формирования «гибкой» налогооблагаемой базы. » Надежный и экономически доступный способ заключения, оформления и исполнения сделок. » Снижение рисков для инвесторов. » Уменьшение стоимости заимствований для эмитентов. » Увеличение ликвидности вторичного рынка. » Существующее налоговое законодательство делает размещение ценных бумаг на организованном рынке более выгодным для эмитента – т.к. позволяет инвесторам использовать биржевую котировку ценных бумаг для формирования «гибкой» налогооблагаемой базы. В настоящее время биржевой рынок облигаций (на ММВБ) составляет по объему большую долю, чем внебиржевой – это уникальная ситуация, нехарактерная для международной практике, как правила без административных ограничений рынок облигаций функционирует как внебиржевой.
Итоги размещения облигаций » 1999 год: ~ размещены бумаги 6 эмитентов ~ объем размещения 12,3 млрд.рублей » 2000 год: ~ размещены бумаги 22 эмитента ~ объем размещения 30,5 млрд.рублей » 2001 год: ~ размещены бумаги 37 эмитентов ~ объем размещения 37 млрд.рублей » 2002 год: ~ размещены бумаги 66 эмитентов ~ объем размещения 63,4 млрд.рублей » 2003 год: ~ размещены бумаги 97 эмитентов ~ объем размещения 98,8 млрд.рублей » 1999 год: ~ размещены бумаги 6 эмитентов ~ объем размещения 12,3 млрд.рублей » 2000 год: ~ размещены бумаги 22 эмитента ~ объем размещения 30,5 млрд.рублей » 2001 год: ~ размещены бумаги 37 эмитентов ~ объем размещения 37 млрд.рублей » 2002 год: ~ размещены бумаги 66 эмитентов ~ объем размещения 63,4 млрд.рублей » 2003 год: ~ размещены бумаги 97 эмитентов ~ объем размещения 98,8 млрд.рублей
Услуги по организации выпуска » Разработка структуры и оптимальных параметров выпуска » Содействие в подготовке необходимых документов (подготовка проспекта эмиссии, решения о выпуске и т.д.) для государственной регистрации » PR-поддержка проекта, организаций презентаций » Организаций размещения (андеррайтинг) » Осуществление функций платежного агента (расчетное обслуживание займа) » Поддержка ликвидного вторичного рынка облигаций » Разработка структуры и оптимальных параметров выпуска » Содействие в подготовке необходимых документов (подготовка проспекта эмиссии, решения о выпуске и т.д.) для государственной регистрации » PR-поддержка проекта, организаций презентаций » Организаций размещения (андеррайтинг) » Осуществление функций платежного агента (расчетное обслуживание займа) » Поддержка ликвидного вторичного рынка облигаций
Схемы размещения облигаций Аукцион Адресные заявки Гибридный вариант Аукцион определения цены размещения Конкурс по определению ставки купона
Возможности маркетинга ММВБ » В целях повышения инвестиционной привлекательности эмитентов ММВБ имеет возможность оказывать компаниям маркетинговую поддержку: ~ размещение информации в Интернет- представительстве ММВБ ( ~ содействие в подготовке рекламных и презентационных материалов, организации презентаций ~ распространение информации через информационные агентства ИНТЕРФАКС, РосБизнесКонсалтинг, Скейт, AK&M, Прайм - ТАСС и др. » В целях повышения инвестиционной привлекательности эмитентов ММВБ имеет возможность оказывать компаниям маркетинговую поддержку: ~ размещение информации в Интернет- представительстве ММВБ ( ~ содействие в подготовке рекламных и презентационных материалов, организации презентаций ~ распространение информации через информационные агентства ИНТЕРФАКС, РосБизнесКонсалтинг, Скейт, AK&M, Прайм - ТАСС и др.
Корпоративные эмитенты, разместившие облигации на ММВБ » ОАО «ГАЗПРОМ» » РАО «ЕЭС России» » ОАО «ММК» » ОАО Внешторгбанк » ОАО «АВТОВАЗ» » ОАО «ЦентрТелеком» и другие » ОАО «ГАЗПРОМ» » РАО «ЕЭС России» » ОАО «ММК» » ОАО Внешторгбанк » ОАО «АВТОВАЗ» » ОАО «ЦентрТелеком» и другие » ОАО НК «ЛУКОЙЛ» » ОАО «ТНК» » ЗАО «АЛРОСА» » ОАО АКБ «РОСБАНК» » ООО «Русский алюминий финансы» » ОАО «МГТС»
Субфедеральные и муниципальные эмитенты, разместившие облигации на ММВБ » г. Москва » Московская область » Ханты-Мансийский АО » Республика Башкортостан » Новосибирская область » Самарская область и другие » г. Москва » Московская область » Ханты-Мансийский АО » Республика Башкортостан » Новосибирская область » Самарская область и другие » г. Уфа » г. Красноярск » г. Волгоград » г. Нижний Новгород
Динамика размещения облигаций
Сегментация фондового рынка ММВБ Ценные бумаги на ММВБ: Котировальный лист «A» 90 бумаг ( 38 эмитент) Котировальный лист «Б» Внесписочный сектор 1 Уровень 2 Уровень 8 бумаг ( 7 эмитентов) 52 бумаг ( 47 эмитентов) 214 бумаг ( 158 эмитент)
Требования для включения ценной бумаги в листинг ММВБ ТребованиеКотировальный лист «А» 1- го уровня Котировальный лист «А» 2- го уровня Котировальный лист «Б» во владении одного лица и (или) аффилированных лиц находиться не более 75% обыкновенных именных акций эмитента (при включении в котировальный лист акций) отсутствует Размер чистых активов эмитента не менее 500 млн. рублей50 млн. рублейотсутствует Рыночная стоимость / расчетная стоимость выпусков ценных бумаг не менее для акций – 300 млн. руб.; для облигаций – 30 млн. руб.; для паев – 3 млн. руб. для акций – 300 млн. руб.; для облигаций – 30 млн. руб.; для паев – 3 млн. руб. отсутствует Срок существования эмитента не менее 3-х лет1-го годаотсутствует Количество акционеров эмитента не менее отсутствует Безубыточность баланса эмитента в течение 2-х из 3-х лет предшествующих подаче заявления отсутствует Соблюдение эмитентом кодекса корпоративного поведения Соблюдать все положения кодекса Соблюдать положения Главы 7-й Кодекса отсутствует Минимальная сумма сделок с ценными бумагами за месяц не менее для акций – 2 млн. руб.; для облигаций – 200 тыс. руб. для паев – 200 тыс. руб. для акций – 1 млн. руб.; для облигаций – 200 тыс. руб.; для паев – 100 тыс. руб. для акций – 400 тыс. руб.; для облигаций – 100 тыс. руб.; для паев – 50 тыс. руб.
Листинг ММВБ
Динамика вторичного обращения
Структура вторичного оборота по облигациям в СФР
Рынок корпоративных облигаций: биржевой и внебиржевой рынок
Маркет-мейкеры на рынке облигаций » В настоящее время в СФР 13 маркет-мейкеров по 21 облигации » Рост числа маркет-мейкеров » В настоящее время в СФР 13 маркет-мейкеров по 21 облигации » Рост числа маркет-мейкеров
Рынок РЕПО
ММВБ на фондовом рынке » Акции » Корпоративные облигации » Субфедеральные и муниципальные облигации » Еврооблигации » Паи паевых инвестиционных фондов » Акции » Корпоративные облигации » Субфедеральные и муниципальные облигации » Еврооблигации » Паи паевых инвестиционных фондов Финансовые инструменты СФР
Динамика объема торгов в СФР
Управление фондовых операций ММВБ тел факс Управление фондовых операций ММВБ тел факс