Секторные экономические инструменты и варианты обязательств по ограничению выбросов парниковых газов (аналитический обзор подходов и предложений, высказываемых в процессе подготовки в ООН нового международного соглашения по проблеме изменения климата – «Копенгаген 2009») "Глобальное изменение климата и углеродный рынок: проблемы, решения перспективы" Москва, ВШЭ, января 2009 г., Алексей Кокорин Project is implemented by ICF, Hogan and Hartson and TUV Rheinland
1) Желание всех заинтересованных сторон снижать выбросы парниковых газов более эффективно 2) Намерение правительств переложить снижение выбросов на частный бизнес. «Снизу – вверх»: посмотреть что технологически, экономически и финансово могут сделать компании; собрать их возможности и объединить в виде национальных обязательств. 3) Желание компаний заранее знать свои обязательства и быть уверенными в равной экономической «нагрузке» 4) Намерение правительств поддержать ускоренное технологическое перевооружение «своих» компаний. 5) Желание любой страны в процессе переговоров получить для себя преимущества Побудительные мотивы
Общий подход к выполнению обязательств внутри сектора экономики Секторный подход предлагается как дополнительная мера, не отменяющая обязательства стран, а лишь помогающая бизнесу снижать выбросы наиболее экономичным образом Простейшая схема выполнения отраслевых обязательств
Общий подход к выполнению обязательств внутри сектора экономики Снижение норм удельных выбросов в процентном исчислении или динамических подход с постепенным выравниванием нормативов, например, за 20 лет, выглядит для России и стран СНГ как наиболее предпочтительный
Выбор секторов экономики, потенциал и возможности Наиболее вероятно Производство цемента Черная металлургия Менее вероятно Угольная энергетика Дорожный транспорт Обсуждается также Производство алюминия Энергетика в целом ЖКХ Землепользование и лесное хозяйство
Производство цемента Выбросы СО 2 - от 1/2 до 2/3 дает эмиссия СО2 при прокаливании известняка для производства клинкера. Остальное энергозатраты при производстве клинкера
Производство цемента Средние выбросы CO2 при производстве цемента в различных странах и регионах Общий выброс на тонну продукции зависит также от процента клинкера в цементе (обычно 95%, но бывает меньше, если "новые" смесовые цементы или "старые" менее качественные) World Business Council on Sustainable Development, 2002
Черная металлургия Выбросы СО 2 зависят от технологий на всей "цепочке" от обогащения руды до производства стали из чугуна или металлолома Энергозатраты при производстве стали
Черная металлургия Выбросы СО2 при производстве стали по различным технологиям Также большое значение имеет технология производства стального проката - переход на непрерывное литье с получением профиля, близкого к заданному, и тонких полос - энергозатраты снижаются с 4 до 0,4-1,6 ГДж/т или на 0,2-0,3 тСО2/т
Обязательства в процентах снижения удельных выбросов на единицу продукции Для России и стран СНГ приемлемыми могут быть только отраслевые обязательства по улучшению удельной энергоэффективности производства Рассмотреть возможности внутрисекторного национального рыночного регулирования - помочь бизнесу быстрее освоить технологии. Насколько целесообразно увязка с аналогичными системами других стран
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, задаваемыми Исполнительным советом МЧР Механизм Чистого Развития Уровень, заданный ИС МЧР
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, задаваемыми Исполнительным советом МЧР Механизм Чистого Развития
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, отсчитываемыми от национальных целей и программ Механизм Чистого Развития Предлагаются использовать фактически добровольный подход и не наказывать за невыполнение – вариант «без потерь» (no lose). Если сектор экономики определенной страны перевыполняет цель, то выпускаются ССВ
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты отраслевых проектов с параметрами, отсчитываемыми от национальных целей и программ Механизм Чистого Развития Принятие страной, не входящей в Приложение 1, Национального плана приемлемых действию по смягчению изменений климата (Nationally appropriated mitigation actions – NAMAs)
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Механизм Чистого Развития Варианты с установлением универсальных "нормативов" ИС МЧР в принципе не требуют нового соглашения и могут быть прописаны позже в "новых Марракешских соглашениях" Принятие секторальных планов по схеме «без потерь» и, тем более, планов NAMA столь сложно, что в новом международном соглашении может быть лишь общее указание на возможность реализации таких подходов (в виде короткой статьи) Гораздо проще варианты прямого регулирования отраслевых проектов - преференции (или наоборот запреты) на те или иные виды проектов
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты прямого регулирования отраслевых проектов Механизм Чистого Развития - лесохозяйственные проекты определенных типов (статья 3.4 КП, деградация земель и т.п.) - проекты ядерной энергетики - улавливание и хранения углерода (CCS) - «позитивный и негативный» списки типов проектов (запрет или поощрение проектов соответственно) - дисконтирование результатов проектов с целью создания преференций для приоритетных отраслей или видов деятельности. Предлагается введение повышающих или понижающих коэффициентов. Например, поощрение проектов возобновляемой энергетики и понижение результатов улавливания НFC-23 в химической промышленности Более вероятным выглядит включение преференций или запретов на те или иные проекты в "новые Марракешские соглашения"
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Варианты прямого регулирования отраслевых проектов Совместное Осуществление - лесохозяйственные проекты определенных типов (предотвращение деградации и/или сведения лесов и т.п.) - проекты ядерной энергетики - улавливание и хранения углерода (CCS) - «позитивный и негативный» списки типов проектов (запрет или поощрение проектов соответственно) Более вероятным выглядит включение преференций или запретов на те или иные проекты в "новые Марракешские соглашения"
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Страны организуют секторную торговлю внутри группы стран Торговля квотами Иллюстративный пример одного из неформально обсуждаемых вариантов
Включение секторных подходов в механизмы гибкости Торговля квотами Важный и сложный вопрос - включение стран не Приложения 1, остальное в принципе можно "запустить" и сейчас - Добровольный характер и минимум бюрократических проблем (Предложение России) - Правила "приемлемости" стран не Приложения 1 - Условия сопряжения торговых систем, мониторинг, отчетность, отсутствие переноса "грязного" производства за пределы системы и т.п. - Вариант участия развивающихся стран на базе их Национальных планов приемлемых действию по смягчению изменений климата (NAMAs) Возможность торговли квотами между развитыми странами и развивающимися, имеющими цели по ограничению или снижению выбросов, на секторном или на национальном уровне – вещь новая и принципиально важная. Но на секторном уровне начать практические действия легче. Представляется, что такая возможность обязательно надо прописать в новом соглашении в Копенгагене, однако ее детали, например, условия и критерии для участия развивающихся стран, должны быть определены позже в «новых Марракешских соглашениях».
Save good climate for our children! WWF WWF.PANDA.ORG or INOGATE (TACIS SKPI) CLIMATE ACTION NETWORK - EUROPE CAN-Eastern Europe Eurasia (NGO "Poznan coordinator")