Совет по координации развития топливно–энергетического комплекса при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
Минеральные топливно-энергетические ресурсы СЗФО Энергетический потенциал выявленных запасов МТЭР СЗФО на г. составляет 18 млрд. т в угольном эквиваленте. При этом на долю газа приходится 32%, угля – 30%, нефти -18%, торфа – 15%, сланцев – 3%, попутного газа и конденсата по 1%. 0% 15% 30% 45% 60% 75% 0%15%30%45%60%75% ДОЛЯ В ЗАПАСАХ ДОЛЯ В ДОБЫЧЕ НЕФТЬ УГОЛЬ ГАЗ НЕФТЯНОЙ ГАЗ ТОРФ СЛАНЦЫ КОНДЕНСАТ
Местные виды топлив Определяя значимость необходимости использования местных ТЭР, В.В.Путин в октябре 2006 года, отвечая на вопросы граждан России и других стран в прямом теле- и радиоэфире, подчеркнул, что "Проблема в том, что внутренние дешевые цены подталкивают производителей использовать газ и отказываться от угля, мазута и других видов топлива. Это приводит к определенному перекосу в естественном балансе потребления энергетических ресурсов страны». Очевидно, что при гармонизации цен на энергоносители и выравнивание цен с общемировыми, эпоха дешевого газа останется в прошлом и рентабельность применения иных минеральных топливно-энергетических ресурсов повысится. Местными видами топлива для СЗФО являются: производимые централизованно энергетические угли и горючие сланцы, производимые децентрализованно отходы лесообрабатывающего производства (щепа, пеллеты); торф (кусковой, фрезерный, брикетный, пеллеты). Наибольшее значение второй вид топлив имеет в регионах, удаленных от магистралей существующих и планируемых газопроводов и от железной дороги. 7
Снижение добычи нефти Источник: Нефтяная торговля, Постановления Правительства РФ
Зависимость СЗФО от ввоза нефтепродуктов Формальное сопоставление объемов добычи нефти в СЗФО, мощности нефтеперерабатывающих заводов, структуры выпуска нефтепродуктов и их потребления приводит к ложному выводу о самообеспеченности регионов округа нефтепродуктами. Анализ реальных грузопотоков добываемой на территории СЗФО нефти, структуры загрузки региональных НПЗ приводит к обескураживающему выводу – добываемая и перерабатываемая на территории СЗФО местная нефть обеспечивает лишь незначительную часть потребностей округа в нефтепродуктах.
Структура поставок нефтепродуктов (2006 г.) Основная доля нефтепродуктов ввозится с нефтеперерабатывающих производств, расположенных в центральных районах страны, что увеличивает транспортную составляющую в их цене для конечного пользователя.
Требования к развитию и функционированию ТЭК обеспечение надежности поставок электрической, тепловой энергии и топлива потребителям субъектов округа, надежности поставок потребителям других регионов страны и экспортных поставок с использованием инфраструктуры ТЭК на территории округа обеспечение эффективного использования инвестиционных, энергетических и материальных ресурсов, направляемых на функционирование и развитие отраслей ТЭК, как основы обоснованного сдерживания цен на энергию и энергоресурсы и создания тем самым условий для дальнейшего развития экономики субъектов СЗФО
Взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности в сфере ТЭК формирование сбалансированного экономического пространства, в целях обеспечения энергетической и экономической безопасности России и ее федеральных округов; координация стратегических программ развития субъектов Российской Федерации с учетом реальных условий развития федерального округа с целью согласования межтерриториальных интересов и предпочтений; координация инвестиционных и производственных программ хозяйствующих субъектов ТЭК с целью выявления возможных диспропорций и ограничений в программах; своевременное выявление проблем функционирования рынков в сфере топливно-энергетического комплекса для последующего принятия мер законодательного, нормативного и административного характера соответствующих уровнях управления
Рабочие группы Совета (формирование по отраслевому принципу) Рабочие группы Совета (формирование по отраслевому принципу) электро- и теплоэнергетика нефть и продукты ее переработки природный газ возобновляемым и нетрадиционным источникам энергии
Проблемы системного и отраслевого характера: 1. отсутствие координирующих программ развития ТЭК; 3. противоречивость статистических данных; 2. отсутствие топливно-энергетического баланса субъектов РФ; 4. Дефицит электроэнергии и мощности в условиях роста электропотребления, снижение резерва генерирующих мощностей; 5. снижение уровня системной надежности энергосистемы в целом; 6. топливный баланс ТЭС, в котором доля газа доходит до 80%, не обеспечивается с должной надежностью; 7. низкая эффективность использования энергоресурсов; 8. зависимость федерального округа от ввоза нефтепродуктов; 9. дисбаланс в освоении ресурсной базы минеральных топливно- энергетических ресурсов; 10. неопределенность роли ресурсов нефти и газа арктического шельфа и отсутствие благоприятного инвестиционного климата для освоения шельфовых месторождений; неопределенность роли ресурсов нефти и газа арктического шельфа и отсутствие благоприятного инвестиционного климата для освоения шельфовых месторождений 11. отсутствие системного подхода к формированию и развитию кластеров в топливно-энергетическом секторе;
экспертиза проектов федеральных стратегий и программ, касающихся топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа с целью обеспечения их координации с основными направлениями социально-экономического развития федерального округа, в том числе Энергетическая стратегия России до 2030 года. Программа комплексного освоения УВС СЗФО до 2020 год, программа освоения шельфов и другие; Основные направления работы Совета
выработка долгосрочной на лет стратегии развития ТЭК СЗФО на основе стратегии развития федерального округа и субъектов, находящихся в его пределах. Важнейшей целью данной работы является выявление, согласование межрегиональных и межотраслевых интересов, инвестиционных проектов и программ, стратегий развития субъектов в развитии и размещении предприятий ТЭК, взаимному обеспечению топливно-энергетическими ресурсами; долгосрочное прогнозирование ценовой политики на рынках топливно- энергетического комплекса, в том числе энергии и топлива; Основные направления работы Совета
формирование перспективных энергетических программ регионов. Обмен опытом работы в этом направлении. Выработка механизмов взаимодействия регионов и хозяйствующих субъектов в сфере ТЭК при формировании инвестиционных программ развития инженерной инфраструктуры регионов, программ энерго-, газо- и топливообеспечения, программ реконструкции и развития систем тепло- и водоснабжения, программ энергосбережения; Основные направления работы Совета
организация постоянного мониторинга на среднесрочную перспективу реализации инвестиционных программ субъектов топливно-энергетического комплекса и доведение результатов мониторинга до региональных органов власти и хозяйствующих субъектов ТЭК. Целью мониторинга является своевременная корректировка инвестиционных программ сроков вводов и реконструкции производственных мощностей субъектов хозяйственной деятельности и поставок топлива в увязке с прогнозами энергопотребления; Основные направления работы Совета
организация мониторинга текущей ситуации в части регулируемых цен, а также на оптовом и региональных рынках электрической и тепловой энергии и на рынках топлива, включая ситуацию с формированием системы договорных отношений между субъектами рынков. Результаты мониторинга должны являться основой для подготовки предложений по совершенствованию управления функционированием и ценового регулирования рынков через корректировку нормативных актов и правил функционирования рынков. Основные направления работы Совета
Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО рассчитывает на Ваше понимание ситуации и всестороннюю поддержку деятельности Совета