Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет (ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава) Кафедра детских инфекционных болезней Использование модульных технологий обучения в образовательном процессе Докладчик: ассистент Д.Ю. Левин
Принцип модульного обучения Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его обучением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Что такое модуль? Модуль это относительно самостоятель ная часть какой-нибудь, системы, несущая определенную функциональную нагрузку, определенная «доза» информации или действия», достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т Тимофеева).
Содержание образовательного модуля (блока) целевой план действий банк информации методическое руководство по достижению дидактических целей
Принцип модульного обучения Содержание обучения представлено в информационных блоках. Общение ученик – учитель осуществляется через модули и личное общение. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
Дисциплины «Детские инфекционные болезни» для студентов 6 курса педиатрического факультета «Детские инфекционные болезни» для студентов 6 курса лечебного факультета «Тропические болезни» для студентов 6 курса педиатрического факультета
Дисциплина «Детские инфекционные болезни» для студентов 6 курса пед/фак-та Информационные модули (блоки): 1 – Острые кишечные инфекции 2 – Нейроинфекции 3 – Воздушно-капельные инфекции 4 – Работа в первичном звене здравоохранения 5 – Острые респираторные вирусные заболевания 6 – Заболевания, протекающие с синдромом ангины и лимфаденопатиями 7 – Вирусные гепатиты
Оформление документов (элементов УМК) Рабочая программа по дисциплине Календарно-тематический план практических занятий Балльно - рейтинговая оценка академической успеваемости студентов
Пример организации модуля по дисциплине Вход в модуль формируется мотивация студента (актуальность проблемы, особенности работы врача с данной группой заболеваний). Балльно-рейтинговая система способствует повышению мотивации студентов для достижения лучших результатов (лидеры, аутсайдеры). Результаты публикуются на информационных стендах, сайте кафедры.
Пример организации модуля по дисциплине Вход в модуль Осуществляется посредством исходного тестирования, где выявляются знания, полученные студентом в процессе обучения смежным дисциплинам по данной специальности (инфекционные болезни, эпидемиология и т.д.)
Пример организации модуля по дисциплине Банк информации (элементы УМК) Учебники, учебные пособия Курс лекций (в мультимедийном и конспективном вариантах) Наглядные пособия (муляжи) Специализированные интернет-порталы Курс видеозадач (в процессе разработки) Тематические фильмы, видеоклипы Архивные материалы (истории болезни, выписки из историй болезни)
Пример организации модуля по дисциплине Самостоятельная работа студентов Работа в комнате практических навыков, дежурства по стационару в качестве помощника дежурного врача, дежурства в манипуляционных.
Пример организации модуля по дисциплине методическое руководство по достижению дидактических целей (элементы УМК) Методические разработки по каждой теме занятий для преподавателей Методические указания для студентов по каждой теме занятий План и график аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Пример организации модуля по дисциплине Контроль Тесты промежуточного уровня по каждому модулю. Решение ситуационных задач (у постели больного, видеозадачи) Собеседование, деловые игры, конференции (УИРС). Дежурства в качестве помошника лечащего врача с докладом на утренней конференции. Проверка самостоятельной работы онлайн на сайте кафедры.
Мониторинг Анализ анонимного анкетирования удовлетворенности качеством обучения студентов Анализ результатов тестирования
Преимущества модульной системы В результате подобной оценки знаний повышается заинтересованность студентов в обучении, исчезают стрессовые ситуации, присущие экзаменационной системе; процесс контроля знаний превращается в интересные беседы, дискуссии, ролевые игры. Важно: появляется обратная связь студента с преподавателем для непрерывного повышения качества предоставляемой услуги.