Общие положения государственных стандартов общего образования
Система образования Аграрное общество Индустриально е общество Постиндустриа льное общество Образование на всю жизнь Бесперебойная профессиональная деятельность Непрерывное образование Выбор профессиональной траектории способность к смене сферы деятельности
Стандарт как основа Стандарт образования Общее образование Система образования индивидуальные, общественные, государственные потребности обучающиеся, работники системы образования, социум … абсолютное большинство населения страны
Стандарт как договор государство обеспечение доступности качественного образования общество гражданин, активный член общества личность обучение, развитие
Стандарт как инструмент предмет организации целипроцессырезультаты при переходе к системному управлению регламентация целей фиксация требований к результатам, система оценки
Стандарт как инструмент стандарт субъекты системы образования общество государство цели системы образования результаты деятельности субъектов системы образования - требования к результатам - соответствие : достигнутые - ожидаемые
Стандарт как средство обеспечения возможность современный стандарт управление системой образования результат деятельности ( система оценки ) система требований к результатам образования развитие человеческого капитала
Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИЯ Сущностные характеристики стандартов нового поколения
повышение эффективности образования по следующим показателям : придание результатам образования социально и личностно значимого характера ; более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися ; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний ; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых ; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития. Сущностные характеристики стандартов нового поколения
Принципы государственной политики Обеспечение качества общего образования в РФ. Обеспечение условий равных возможностей осуществления права граждан ( обучающихся ) на образование. Взаимное согласие общества и государства, баланс взаимообязательств и баланс требований. Обеспечение государственного контроля и ответственности. Гуманистический характер содержания. Единство образовательного пространства РФ. Обеспечение защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.
Статус государственного стандарта общего образования единственный нормативный правовой акт : примерные ( базисные ) учебные планы и программы ; технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в процессе аттестации выпускников в различных формах ; положение о рекламации на качество образования и ( или ) несоответствие качества образования установленным требованиям ; экспертиза учебников для общеобразовательной школы ;
Статус государственного стандарта общего образования единственный нормативный правовой акт : методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям стандарта ; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования ; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
общественный статус важнейший механизм реализации основной Миссии образования – формирования российской идентичности, конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Статус государственного стандарта общего образования
юридический статус система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, механизм реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права. Статус государственного стандарта общего образования
Закон РФ « Об образовании » п.1 ст. 7 – ФГОС общего образования есть совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего ( полного ) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. п.3 ст. 7 – ФГОС ступеней общего образования должны обеспечивать : единство образовательного пространства РФ ; преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего ( полного ) общего образования. п. 4 ст. 7 – структура стандарта включает три группы требований.
базисный учебный планфундаментальное ядро содержания образования программа воспитания и социализации обучающихся модель оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основной образовательной программы
планируемые общие и специальные цели изучения учебных предметов реализуемые организация учебной деятельности образователь ной среды, отбор учебного материала, обратная связь достигаемые контрольно - оценочная деятельность, презентации выполненных работ, итоговое оценивание Планируемые результаты образования
Требования к результатам освоения ООП Тр – отражение целей образования, главный регламент содержания образования, результатов, системы оценивания и т. д. Тр – средство контроля выполнения составляющих Тс Тр – ориентир на реализацию : доступности качественного образования, формирования идентичности, объективности оценивания, нормализации учебной нагрузки, демократизации управления, сохранения единого образовательного пространства
Результаты Личностные мотивация, познавательные потребности, система ценностных отношений Метапредметные обобщенные способы деятельности ( универсальные учебные действия ) Предметные усвоение социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета
Тр – критериальная основа индивидуальная оценка образовательных достижений каждого обучаемого интегральная оценка эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного ОУ, территории
Условия для формирования умения видеть и понимать ценность образования ; умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность ; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности ; умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей ; способностей выполнять определенные социальные роли ; ключевые навыки ( ключевые компетентности ), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности ; умений профессионального самоопределения.
Статус ООП Основная общеобразовательная программа - нормативный документ, следующего уровня после закона РФ « Об образовании ». Оценка освоения ( неосвоения ) основной общеобразовательной программы.
ООП для каждой ступени общего образования нормирует 1. Цели образования. 2. Пути реализации целей образования, в том числе : учебный план ; состав учебных программ ; требования к содержанию учебных программ ; требования к организации учебного процесса ; требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений обучающихся ; требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса ; требования к системе мер по обеспечению здоровья обучающихся. 3. Гарантии права детей на качественное образование. 4. Способы контроля реализации ООП.