ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Качество образования это качество образовательных достижений учащихся и качество образовательного процесса Качество образования это качество образовательных достижений учащихся и качество образовательного процесса
Неуспеваемость это несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого- либо значительного отрезка времени (цепочки уроков, раздела курса, учебной четверти, полугодия, года) Неуспеваемость это несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого- либо значительного отрезка времени (цепочки уроков, раздела курса, учебной четверти, полугодия, года)
Типы неуспевающих школьников: Типы неуспевающих школьников: 1.учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения; 1.учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения; 2.дети со слабыми способностями к учению; 2.дети со слабыми способностями к учению; 3. дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. 3. дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
ФАКТОРЫ УСПЕВАЕМОСТИ - требования к учащимся, вытекающие из целей школы; - психофизические возможности учащихся; - социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Общепедагогические причины. Общепедагогические причины. Психофизиологические причины. Психофизиологические причины. Социально-экономические и социальные причины. Социально-экономические и социальные причины.
Комплекс мер по обеспечению необходимой помощи: 1) укрепление здоровья и повышение работоспособности; 2) воспитание интереса к учению; 3) формирование учебных навыков (умение работать с книгой, выделять главное, умение писать и читать в темпе класса, навыки самоконтроля); 4) воспитание настойчивости в учении, умения видеть цели учения и преодолевать трудности; 5) улучшение работы с семьей.
Пути оказания необходимой помощи: ) усиление помощи на уроках; ) усиление помощи на уроках; 2) индивидуальные задания по восполнению пробелов в учебе; 2) индивидуальные задания по восполнению пробелов в учебе; 3) временные дополнительные занятия с другими учебниками или учителем; 3) временные дополнительные занятия с другими учебниками или учителем; 4) обеспечение возможностей самоопределения путем усилий по повышению статуса учащихся в классе (уважение определенных достоинств, умений и др.); 4) обеспечение возможностей самоопределения путем усилий по повышению статуса учащихся в классе (уважение определенных достоинств, умений и др.); 5) включение учащегося в совместную с одноклассниками деятельность, обеспечивающую упрочение товарищеских отношений и референтность коллектива; 5) включение учащегося в совместную с одноклассниками деятельность, обеспечивающую упрочение товарищеских отношений и референтность коллектива; 6) включение учащегося в деятельность (трудовую, спортивную, общественную), обеспечивающую формирование положительной направленности; 6) включение учащегося в деятельность (трудовую, спортивную, общественную), обеспечивающую формирование положительной направленности; 7) изменение стиля отношений учителей с учащимися (упор на конструктивный подход - оказание доверия, авансирование уважением, обращение к лучшим их качествам и др.). 7) изменение стиля отношений учителей с учащимися (упор на конструктивный подход - оказание доверия, авансирование уважением, обращение к лучшим их качествам и др.).
Конкретные виды помощи: 1) опрос чаще других; 1) опрос чаще других; 2) систематическая проверка домашних заданий; 2) систематическая проверка домашних заданий; 3) разрешение производить подготовку ответа у доски с использованием средств наглядности (плакатов, приборов); 3) разрешение производить подготовку ответа у доски с использованием средств наглядности (плакатов, приборов); 4) на первом этапе урока разрешается пользоваться составленным планом ответа или представляется такой план; 4) на первом этапе урока разрешается пользоваться составленным планом ответа или представляется такой план; 5) обеспечение благожелательного тона опроса, активное поощрение успехов, особенно первых, обеспечение ситуации успеха; 5) обеспечение благожелательного тона опроса, активное поощрение успехов, особенно первых, обеспечение ситуации успеха; 6) обеспечение посильных, но непрерывно усложняющихся заданий; 6) обеспечение посильных, но непрерывно усложняющихся заданий; 7) подробный инструктаж о предстоящей работе (раздача карточек с планом работы или пояснительными рисунками); 7) подробный инструктаж о предстоящей работе (раздача карточек с планом работы или пояснительными рисунками); 8) использование пропедевтических упражнений, создающее успех при решении последующих задач; 8) использование пропедевтических упражнений, создающее успех при решении последующих задач; 9) оказание помощи во время самостоятельной работы; 9) оказание помощи во время самостоятельной работы; 10) помощь во время выполнения лабораторных работ со стороны хорошо успевающих учеников; 10) помощь во время выполнения лабораторных работ со стороны хорошо успевающих учеников; 11) помощь в ходе изучения нового материала: 11) помощь в ходе изучения нового материала: а) поддержание внимания, а) поддержание внимания, б) обеспечение оптимальной степени трудности, темпа обучения. б) обеспечение оптимальной степени трудности, темпа обучения.
«Все дети от природы имеют стремление к знанию, всех их можно учить. Если до вершин доходят немногие, а те, которые в какой-то мере приближаются к ним, достигают этого с трудом... спотыкаясь и падая, то это происходит не оттого, что для человеческого рода есть что-либо недоступное, а оттого, что ступени расположены плохо... метод запутан» «Все дети от природы имеют стремление к знанию, всех их можно учить. Если до вершин доходят немногие, а те, которые в какой-то мере приближаются к ним, достигают этого с трудом... спотыкаясь и падая, то это происходит не оттого, что для человеческого рода есть что-либо недоступное, а оттого, что ступени расположены плохо... метод запутан»