20 февраля 2009г. Транспортная инфраструктура России: особенности инвестирования
Состояние рынка и ожидания участников: середина 2008 года РЫНОК Темпы роста грузооборота - более 7% в год Рост тарифа на ж/д перевозки – 16% с начала 2008 года Прогноз Правительства: рост ж/д тарифа в течение 5 лет - 50%, темп инфляции - 36%. АКТИВЫ Высокая степень износа парка ж/д вагонов в РФ: пик выбытий п/с в гг. - свыше 60 тыс. вагонов в год, выбытие п/с в гг. - свыше 40 тыс. вагонов в год Дефицит п/с, рост заводских цен на п/с % в год Пик закупок п/с частными операторами: гг., очередь заказов у производителей - свыше 6 месяцев Прогнозы 70%-ого роста объемов производства п/с в следующие 5 лет для удовлетворения растущего спроса и обновления парков Основной источник приобретения активов – кредит либо лизинг КАПИТАЛ Легкая доступность заемного капитала на приобретение п/с и длительный тренд по снижению процентных ставок стимулирует к сокращению сроков кредитов и использованию плавающих ставок П/с становится высоколиквидным и популярным предметом залога (дисконт снижается до 10-15%, аванс по лизингу до 0%) По долгосрочные кредитам (свыше 3 лет) основная валюта кредитования – доллары США Сроки кредитов/лизинга, как правило, значительно короче сроков окупаемости активов Избыток капитала на фоне дефицита активов и радужных ожиданий дальнейшего роста рынка Избыток капитала на фоне дефицита активов и радужных ожиданий дальнейшего роста рынка
Текущая ситуация: начало 2009 года РЫНОК Падение грузооборота на 33% в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. Рост тарифа на ж/д перевозки - 5% с начала 2009 года Девальвация российского рубля на 40% за 4 месяца Проблемы неплатежей в расчетах грузоотправителей и операторов, ужесточение требований по расчетам со стороны РЖД. Как следствие – перераспределение клиентской базы и объемов перевозок в пользу крупных стабильных игроков АКТИВЫ Отсутствие платежеспособного спроса на вагоны на фоне перепроизводства п/с Падение рыночных цен на п/с: от 30% до 50% с пиковых значений августа 2008 года Вынужденный простой: до 150 тыс. вагонов на сетях РЖД Массовый выход операторов из договоров оперативной аренды КАПИТАЛ Ограниченный доступ к заемному капиталу на срок свыше 1-го года Существенное обесценение залогового обеспечения по кредиту/лизингу Двукратный рост стоимости кредитных ресурсов Многочисленные дефолты операторов по кредитам, лизингу и публичным займам Избыток активов на фоне дефицита капитала и резкого падения спроса на ж/д перевозки Избыток активов на фоне дефицита капитала и резкого падения спроса на ж/д перевозки
Рынок ж/д перевозок: сравнение показателей Рынок ж/д перевозок: сравнение показателей Цена полувагона Стоимость заемного капитала Месячный объем грузооборота середина 2008 г. начало 2009 г. 2,6 млн. руб. 113,7 млн. тонн 10% 20% 74,4 млн. тонн 1,5 млн. руб. Рост ж/д тарифа +16% +5% -35% -45% +100% -69%
Ситуация на рынке ж/д перевозок: текущее состояние Ситуация на рынке ж/д перевозок: текущее состояние Кардинальное изменение соотношения спроса и предложения на рынке ж/д перевозок Резкая смена рыночных ожиданий: депрессивные настроения взамен радужных прогнозов Тяжелое финансовое состояние многих частных операторов, проповедовавших агрессивную инвестиционную политику на фоне ошибок в управлении финансовыми рисками: Долгосрочные инвестиции в ж/д активы профинансированы короткими пассивами, в том числе в иностранной валюте Рублевая выручка и финансовые обязательства в иностранной валюте Массовые взыскания на предметы залога по кредитам и отказ лизингополучателей от исполнения обязательств Появление на рынке непрофильных участников, ставших владельцами ж/д активов Появление на рынке непрофильных участников, ставших владельцами ж/д активов
Ситуация на рынке ж/д активов: перераспределение Ситуация на рынке ж/д активов: перераспределение Концентрация п/с (непрофильных активов) на балансах кредитных организаций Концентрация п/с (непрофильных активов) на балансах кредитных организаций Стремление продать п/с для мобилизации денежных средств и сохранения капитала Перспектива дальнейшего снижения рыночных цен на п/с в связи с отсутствием спроса Необходимость координации действий в новых рыночных условиях для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли Процесс консолидации отрасли ж/д оперирования
Ситуация на рынке ж/д перевозок: государственные меры стабилизации Ситуация на рынке ж/д перевозок: государственные меры стабилизации Предложения по ускоренному списанию и утилизации старых вагонов Предложения о постановке в госрезерв части инвентарного вагонного парка Предложения о постановке в госрезерв части инвентарного вагонного парка Предложения по программам господдержки операторских компаний и производителей п/с Предложения о создании ВГК и объединении на ее балансе «проблемного» п/с Процесс консолидации отрасли ж/д оперирования
Рынок ж/д перевозок: возможные варианты развития Рынок ж/д перевозок: возможные варианты развития Центры консолидации Дочерние компании РЖД Крупные частные операторы Крупные частные операторы
Рынок ж/д перевозок: возможные центры консолидации Рынок ж/д перевозок: возможные центры консолидации Дочерние компании РЖД Доминирующая роль РЖД: объем активов, влияние Прочие участники: пассивное участие Государственная поддержка
Рынок ж/д перевозок: возможные центры консолидации Рынок ж/д перевозок: возможные центры консолидации Возможность паритетных отношений между банками и бизнесом Крупные частные операторы Гибкие условия реализации акционерной стоимости в будущем
Благодарим за внимание! ЗАО «Евросиб» тел.: +7 (812) факс:+7 (812) Павел Ильичев Директор по финансам ГК «Евросиб»