ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Особенности КИМ 2009 года Рутковская Елена Лазаревна
ЕГЭ по обществознанию – наиболее массовый экзамен по выбору Количество участников экзамена 2002 – 2008 годов Субъек ты РФ Выпуск ники (12,4%)
2009 год. Аспекты новизны: ожидаемые изменения Участие в экзамене 20 новых регионов Новое положение об итоговой аттестации Отмена требования обязательной сдачи некоторого числа экзаменов по выбору Изменение мотивов сдачи экзамена Изменение контингента: выпускники, ориентированные на предмет Ощутимое изменение результатов
Результаты экзамена годов Макс. балл в 2008 году получили 19 чел. (в 2007 г. – 18) Наибольшая часть участников демонстрирует средние результаты У части участников отмечается неудовлетворительный уровень подготовки Доля отличников значительна, но не достигает и четверти общего числа участников В 2009 г. можно ожидать значительное сокращение числа слабо подготовленных и рост числа хорошо подготовленных участников экзамена Отметка процентэкзаменуемых ЕГЭ 2007ЕГЭ ,76,1 332,334,5 441,638,6 518,520,8
2009 год. Аспекты новизны: содержание КИМ Раздел кодификатора «Экономическая сфера жизни общества». Исключение ряда единиц Обновление ряда содержательных элементов (формулировок): Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Рыночный механизм. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
2009 год. Аспекты новизны: содержание КИМ Внесены изменения в экономическое содержание курса, проверяемое заданиями позиций А11-А13 (см. план работы – Приложение к спецификации) Включены задания-задачи экономического содержания (с минимумом расчетов, ориентированные прежде всего не на вычисления, а на основные положения экономического знания как составляющей школьного курса)
2009 год. Аспекты новизны: содержание КИМ Кодификатор. Часть 2. - Знать/понимать - Уметь - Использовать Детализация позиции «знать/понимать». Внесены в кодификатор проверяемые умения: Распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания Распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее Называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту Перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса
2009 год. Аспекты новизны: содержание КИМ Изменения в схеме оценивания задания С8 Включение требования раскрыть смысл высказывания (афоризма) Корректировка шкалы оценивания (по каждому из 4-х возможных баллов)
2009 год. Аспекты новизны: время, отводимое на экзамен Увеличено время экзаменационной работы (со 180 до 210 минут)
КИМ по обществознанию – результат совместной работы ФИПИ и регионов РФ Разработка заданий Проведение апробационных исследований Анализ документов, определяющих КИМ, и участие в их корректировке Замечания и предложения по итогам экзамена каждого года Участие в обсуждениях на сайте ФИПИ Выступления в журнале «ОКО» (рубрика «Точка зрения»)
Интернет-конференция (август 2008 г.) Обсуждались вопросы перспектив экзамена, содержательной основы КИМ, проверки образовательной подготовки на базовом и профильном уровне, процедуры проведения экзамена, работы апелляционных комиссий и др. Выступлений в секции обществознания – 20 Задано вопросов – 25 Дано развернутых характеристик КИМ по предмету – 5. Внесено предложений – 11; в том числе предложения: а) по расширению использования графической информации в КИМ б) по увеличению времени на экзамен в) по изменению схемы оценивания задания С8 Все эти предложения нашли отражение в спецификации и демоверсии КИМ по обществознанию 2009 года
Перспективный взгляд: возможность дальнейших изменений Изменения в нормативно определенном содержании образования в учебных пособиях и методической литературе в реальной практике преподавания в подходах к разработке КИМ (альтернативность моделей, более широкое привлечение профессионального сообщества, осуществление ряда функций регионами)
Рутковская Елена Лазаревна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!