Построение системы критериального оценивания как реализация требований ФГОС ООО Прохорова О.Л., учитель русского языка МБОУ СОШ 129 г. Екатеринбург
Недостатки пятибалльного оценивания: Обучающийся ограничен в возможности увидеть личную динамику. Отношения учитель – обучающийся определяются контролирующей функцией учителя. Отношения учитель – обучающийся – родитель определяются субъективностью оценивания. Обучающийся не учится контролировать себя сам.
Функции отметки при пятибалльном оценивании: Контроль усвоения предметного материала. Наказание за ошибки. Наказание за плохое поведение. Поощрение за трудолюбие или темп обучения. Дифференциация учащихся на сильных и слабых. Выражение субъективного отношения учителя к ученику.
Критериальная система оценивания Критерии – признаки, на основании которых осуществляется оценка. Критериальный подход положен в основу государственного стандарта нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена.
Общие требования к оценке объективность; общедоступность (должна быть понятна учителю, обучающемуся, родителям); содержательность (возможность проверки на разных уровнях);
Формулировка результатов Основная проблема при осуществлении критериального подхода – неумение четко сформулировать ожидаемый результат по теме Формулировка ожидаемых результатов всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый. Она описывает процесс (отбирать доказательства, устанавливать соответствие) или результат действий ученика, соответствующих поставленной цели.
Функции отметки при критериальном оценивании: Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты. Определение границ знания-незнания. Определение направления коррекционной работы. Оценивание личной динамики учащихся. Мотивирование учащихся к обучению.
Принципы критериального оценивания: критериальность; приоритет самооценки; гибкость и вариативность; естественность процесса контроля и оценки.
Изменение характера контроля и оценки при критериальном оценивании Постепенная передача контроля и оценки от учителя к обучающемуся. Переход от контроля по результату к контролю за процессом учебной деятельности.
Виды контроля: По субъекту контроля: взаимоконтроль; самоконтроль; учительский контроль. По месту в учебном процессе: стартовый; рефлексивный; планирующий; пооперационный; диагностико- коррекционный; итоговый.
Виды оценки: констатирующая; рефлексивная; прогностическая; ретроспективная. Главное качество всех видов оценки – содержательность (критериальность).
Правила оценочной безопасности: Не скупиться на похвалу. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. Ставить перед обучающимся только конкретные цели. Учитель должен начинать с собственной самооценки.
Перспективная цель критериального обучения - достижение полной ответственности обучающегося за процесс и результат непрерывного самообразования.
Технология осуществления критериального подхода Пунктуация при причастном обороте Умение определять части речи. Умение выделить причастие в предложении. Умение выделить в предложении словосочетание с главным словом – причастием; определить вид связи слов в словосочетании. Знать синтаксическую роль причастного оборота в предложении. Установить позицию причастного оборота по отношению к определяемому слову.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!