Выполнили : Пухова Т. Н. Особенности ФГОС ООО. Обеспечение преемственности начальной и основной школы. Выполнили учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 75 Железнодорожного района г. Екатеринбурга: Пухова Т.Н., Горнова А.А., Глазырина О.В., Другова Е.В.
Федеральные государственные образовательные стандарты один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трех систем требований : - требований к результату образования, - требований к структуре основных образовательных программ ( то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность ), - требований к условиям реализации стандарта ( кадры, финансы, материально - техническая база, информационное сопровождение и пр.).
ФГОС задают основные результаты образования – общие и по ступеням, характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в учебных программах (предметные, метапредметные, личностные); программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные); предметных умениях учащихся.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих ? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Первое отличие новых стандартов Стандарты первого поколения Содержали жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся – предметом усвоения. Стандарты второго поколения Заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников: - признание самоценности возраста в процессе личностного и психофизического развития ребенка; -планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования;
Первое отличие новых стандартов Стандарты первого поколенияСтандарты второго поколения - в основу реализации основной образовательной программы положен системно - деятельностный подход, который предлагает смену модели построения образовательного процесса: необходимо перейти от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?»
Второе отличие новых стандартов Стандарты первого поколения содержали нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников ОУ. Стандарты второго поколения включают в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации.
Третье отличие новых стандартов Стандарты первого поколения были основаны на отборе нового содержания образования, в них не было ни слова о воспитании. Стандарты второго поколения нацелены на возрождение воспитательной системы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности.
Четвертое отличие новых стандартов Стандарты первого поколения Не учитывали желания и предпочтения населения в получении общего образования. Стандарты второго поколения Это возможность реализовывать ФГОС только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Особенностями стандартов второго поколения являются : -ориентация на желания и потребности обучающихся и их родителей; -уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов; -центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью (из высказываний руководителя проекта Кондакова Александра Михайловича).
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
Стандарт направлен на обеспечение духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся ; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Что такое преемственность
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться.
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». Из книги В. А. Сухомлинского « Разговор с молодым директором школы »:
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Приоритетная цель школьного образования : развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию « научить учиться », а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию « научить учиться », а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Программа формирования УУД включает в себя: - ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка НООООО обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. обеспечивать личностное самоопределение учащихся : формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты НООООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия ( регулятивные, познавательные, коммуникативные ), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Цель НООЦель ООО учить ученика учитьсяучить ученика учиться в общении
Планируемые результаты Личностные результатыСамоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация Метапредметные результаты : Регулятивные УУДЦелеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУДОбщеучебные, знаково - символические, информационные, логические Коммуникативные УУДИнициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результатыОпределены с учетом содержания учебных предметов
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Примерная разработка программы по преемственности между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО- ФГОС ООО) 1.Актуальность 2.Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО. 3. Содержание: 1 этап - предварительный: 1. Анализ результатов уровня УУД, соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения; 2. Составление психологической характеристики классного коллектива; 3. Преемственность в работе с одаренными обучающимися, с обучающимися с особыми образовательными потребностями; 4. Ознакомление родителей с перспективами обучения обучающихся в 5 классе; 5. Анализ уровня здоровья учащихся.
Примерная разработка программы по преемственности между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО- ФГОС ООО) 2 этап – основной: 1.Входная диагностика УУД; 2.Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода обучающихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к обучающимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС; 3. Выявление организационно – психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей обучащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации обучающихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации; 4. Адаптационный тренинг; 5. Родительские собрания с участием учителей.
Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.
Благодарим за внимание !