ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО ИСКАТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДМЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА ОТНОСИТСЯ К ДИСЦИПЛИНЕ, НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ УУД.
При работе над развитием орфографической зоркости, начиная с 5 класса использую прием коррекции орфографического навыка, который идёт в 3 этапа: - умение обращаться со справочной литературой; - исправлять ошибки; - вести работу по предупреждению ошибок.
При коррекции работаем над небольшой группой правил, объединяя их в одно. Например, правописание НЕ с различными частями речи; (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, НАРЕЧИЕМ 6 КЛАСС) Н-НН в правописании в прилагательных и наречиях, ПРИЧАСТИЯХ
Орфографический навык слитного и раздельного написания слов с НЕ состоит из следующих компонентов: - воспроизведение и осознание НЕ как «сигнала» : сенсорно- интеллектуальная составляющая; - определение позиции НЕ по отношению к слову: непосредственная близость или «отдельность»; - определение слова, к которому относится НЕ как части речи: семантико-грамматическая составляющая; - правило сообразное действие; - контроль за выполнением действий.
Чтобы не ошибиться в написании О – Е после шипящих и Ц, надо: 1) определить часть речи: если глагол, необходимо всегда писать Ё; Если это прилагательное или существительное, то нужно установить: 2) в какой морфеме гласная: если орфограмма в корне, всегда пиши Ё, кроме исключений: шов, шорох, капюшон, шоколад, жокей и др.( заучиваются слова-исключения) Если орфограмма в окончании или суффиксе, то под ударением пишется О, без ударения – Е.
Таким образом, данный алгоритм обобщает знания о нескольких орфограммах, помогая тем самым процессу «свёртывания» и дифференциации орфографических действий.
Чтобы не ошибиться в правописании мягкого знака после шипящих, надо определить, какая часть речи. Если ГЛАГОЛ, нужно писать мягкий знак. Если это существительное 3-го склонения, то Ь пишется всегда. В остальных существительных, а также в кратких прилагательных мягкий знак НЕ ПИШЕТСЯ. Так создаётся возможность мгновенно проверить умение распознавать части речи, опознавать признаки взаимосмешиваемых орфограмм.
С ПЯТОГО КЛАССА СОСТАВЛЯЕМ ТЕТРАДИ «Узелки на память» с опорными конспектами, где практически собран весь материал в крупных блоках. Дети имеют возможность всегда найти помощь и проверить свои возможности.
При изучении суффиксов – ЧИК – ЩИК Использую прием рисования ЧИК Д ТЖ ЗС
ИЗУЧАЯ СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НАМ ПОМОГАЕМ СКАЗКА «ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ», ГДЕ НУЖНО ПОМОЧЬ ЕМУ СПРАВИТЬСЯ С ЗАДАНИЕМ. ВСПОМИНАЕМ, КАК ОН РЕШАЛ ЗАДАЧУ, И ПРИХОДИМ К ВЫВОДУ, ЧТО ЕСЛИ ПОСТАВИТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КЛЮЧ.К - КЛЮЧИКА ГЛАСНАЯ СОХРАНЯЕТСЯ – ПИШЕМ И ЗАМОЧ.К – ЗАМОЧКА ГЛАСНАЯ УБЕГАЕТ КАК ЗМЕЙКА ПИШЕМ Е
РЕБЯТАМ НРАВИТСЯ БЫТЬ « УЧИТЕЛЕМ» РАЗДАЁТСЯ ТЕКСТ С ОПРЕДЕЛЁННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ОШИБОК, И ОНИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ИХ. ПРИЁМ НАЗЫВАЮ «Найди ошибку»