Образовательная программа в контексте муниципального компонента региональной системы оценки качества образования: опыт разработки, проблемы и перспективы Зимирев Г.И., к.с.н. руководитель лаборатории управления развитием образования комитета образования г. Читы
Муниципальная система образования городского округа «Город Чита» учреждения дошкольного образования 78 Учреждения общего образования 57 Включая вечерние, открытые (сменные) школы, центры образования 6 Учреждения дополнительного образования 19 ГКУ «Городской научно – методический центр» Муниципальная система образования городского округа «Город Чита»
Образовательная программа в ФЗ 273 от г. комплекс основных характеристик образования составная часть (структурный элемент) системы образования ФГОСы фиксируют требования к структуре основных образовательных программ … и их объему, условиям реализации и результатам освоения …
Образовательная программа в ФЗ 273 от г. образовательные программы определяют содержание образования Освоение основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования сопровождается промежуточной аттестацией, а основного и среднего общего образования - итоговой аттестацией информация о реализуемых образовательных программах …должна размещаться в сети «Интернет».
в контексте современной государственной образовательной политики, ориентированной на формирование современных представлений о качестве образования и достижение этого качества, вопросы качества образовательных программ, особенно в общем образовании, приобретают особое значение. в контексте современной государственной образовательной политики, ориентированной на формирование современных представлений о качестве образования и достижение этого качества, вопросы качества образовательных программ, особенно в общем образовании, приобретают особое значение. Образовательные программы становятся важнейшим элементом внутренней системы оценки качества образования, Образовательные программы становятся важнейшим элементом внутренней системы оценки качества образования, деятельность по проектированию образовательных программ – наиболее актуальным направлением деятельности управленческих команд образовательных организаций. деятельность по проектированию образовательных программ – наиболее актуальным направлением деятельности управленческих команд образовательных организаций.
Вопросы для муниципальных органов управления какова роль муниципального органа в проектировании и реализации образовательных программ? какие управленческие инструменты необходимы и возможны для формирования муниципальной системы оценки качества образования? Как совместить сложившуюся практику управления качеством образования на муниципальном уровне с требованиями образовательного законодательства?
Направления экспертизы: а) информационно-аналитические данные об образовательном учреждении; а) информационно-аналитические данные об образовательном учреждении; б) характеристика социального заказа; моделирование образовательной деятельности; в) проблемно-ориентированный анализ; цели и задачи образовательной программы; г) план деятельности по реализации программы; д) учебный план и его обоснование; е) программно-методическое и технологическое обеспечение; ж) мониторинг полноты и качества реализации программы; з) управление реализацией образовательной программы.
Недостатки в проектировании ОП (по ФГОС -2004). «калькирование» примерной основной образовательной программы «калькирование» примерной основной образовательной программы неоправданно большой объем ООП; неоправданно большой объем ООП; отсутствие серьезного мониторинга образовательной ситуации; отсутствие серьезного мониторинга образовательной ситуации; не обоснован выбор УМК; не обоснован выбор УМК; не разработана система оценивания планируемых результатов; не разработана система оценивания планируемых результатов; используются БУП года, устаревшие СанПиНы, утратившие актуальность рекомендации; используются БУП года, устаревшие СанПиНы, утратившие актуальность рекомендации; нарушение требований ФГОС (п.16) к структуре ОООП НОО (количество наименований разделов); нарушение требований ФГОС (п.16) к структуре ОООП НОО (количество наименований разделов); в учебном плане не отражена внеурочная деятельность. в учебном плане не отражена внеурочная деятельность.
Основные проблемы: а) отсутствует общее нормативное пространство – разная трактовка требований ФГОС; а) отсутствует общее нормативное пространство – разная трактовка требований ФГОС; б) трудности адекватной самооценки учреждений; в) недостаточная компетентность педагогов в «расшифровке» требований стандарта, «перевод» с языка новых требований на язык привычных явлений, непонимание сути требований стандарта; г) отсутствует формирующее оценивание, пятибалльная система оценивания не отвечает требованиям критериального оценивания (самоанализ, рефлексия затруднений), проблема новых форматов оценивания (метапредметный результат, формирующее оценивание) не только не решена, но и не поставлена большинством педагогов; д) некомпетентность в области развивающих технологий и организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС; е) сопротивление педагогов и администрации изменениям, непонимание их сути. Все существующие проблемы лежат в плоскости управленческой деятельности, формального отношения к процессу проектирования образовательной программы, отчуждения значительной части педагогов от управленческого процесса в школе. Все существующие проблемы лежат в плоскости управленческой деятельности, формального отношения к процессу проектирования образовательной программы, отчуждения значительной части педагогов от управленческого процесса в школе.
Желаем успехов !