Эволюция методов управления качеством Лекция 2
Содержание лекции: Типы производства и формы управления качеством Российский опыт управления качеством
2.1 Типы производства и формы управления качеством
Типы производства в исторической ретроспективе Земледельческая эпоха Ранняя индустриальная эпоха, ремесленное производство Поздняя индустриальная эпоха, массовое производство Постиндустриальная эпоха, бережливое производство
Ремесленное производство Квалификация рабочей силы Способность к адаптации Использование ресурсов Организационная структура Отношения «производитель- потребитель» Производитель изготавливает именно то, что нужно потребителю Гибкая, децентрализованная Рациональное Высокая Оборудование Низкопроизводительное
Массовое производство Квалификация рабочей силы Способность к адаптации Использование ресурсов Организационная структура Отношения «производитель- потребитель» Производитель изготавливает то, что может, и уговаривает потребителя, что это именно то, что ему нужно Вертикальная, жесткая, централизованная Нерациональное Низкая Оборудование Высокопроизводительное, узкоспециализированное, трудно переналаживаемое
Бережливое производство Квалификация рабочей силы Способность к адаптации Использование ресурсов Организационная структура Отношения «производитель- потребитель» Производитель изготавливает именно то, что нужно потребителю Горизонтальная, гибкая, командная Рациональное Высокая Оборудование Высокопроизводительное, широкоспециализированное, легко переналаживаемое
Формы управления качеством Школа научного управления Статистический контроль качества Всеобщий контроль качества (TQC) Всеобщий менеджмент качества (TQM) c 1980
Школа научного управления A P C D
Статистическое управление качеством В. Шухарт
Установление требований к изделию Изготовление изделий Инспекция изделий Административное воздействие на исполнителя (штрафы, увольнения и т.д.) Планирование качества процессов Выполнение работ (процесса) Контроль характеристик процесса Исключение особых случаев СИСТЕМА ТЕЙЛОРА СИСТЕМА ШУХАРТА Каждый элемент выполняется разными людьми, что приводит к конфликту интересов и вражде Каждый элемент выполняется командой, у которой есть общая цель – снижение вариаций
Формирование TQC и TQM Работа в Японии 14 принципов управления качеством Цикл PDCA У. Э. Деминг
Четырнадцать принципов Деминга Соблюдайте постоянство целей в повышении качества продукции Примите новую философию: откажитесь от плохого качества во всем Откажитесь от повсеместного контроля Покончите с практикой покупок по самой низкой цене Непрерывно и беспрестанно совершенствуйте систему производства и обслуживания Введите обучение на каждом рабочем месте
Введите в практику лидерство: руководство должно не надзирать, а помогать Изгоните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто Сломайте барьеры между подразделениями и сотрудниками Откажитесь от лозунгов, призывов и наставлений для рабочих Откажитесь от количественных оценок работы Поддерживайте чувство профессиональной гордости
Внедрите систему постоянного обучения и самосовершенствования Добейтесь приверженности каждого работника делу совершенствования компании
Цикл PDCA A P C D Планируй (Plan) Выполняй (Do) Проверяй (Check) Улучшай (Act)
Всеобщий контроль качества – Total Quality Control (TQC) Арманд Фейгенбаум
2.2 Российский опыт управления качеством
Саратовская система бездефектного изготовления продукции Документация Сырье Инструмент Оборудование Санитарно- гигиенические условия