Автор: Мишнина Л. А., учитель биологии СОШ 3 Акбулакского района Оренбургской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Симбиоз (Взаимовыгодные отношения) Подготовил: ученик 7 В класса Димитрюк Кирилл.
Advertisements

Симбиоз СОЖИТЕЛЬСТВО-ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ИЗ КОТОРЫХ ОБА ПАРТНЕРА ИЛИ ХОТЯ БЫ ОДИН ИЗВЛЕКАЕТ ПОЛЬЗУ.
Взаимоотношения между организмами Антибиоз Нейтрализм Симбиоз.
Основные типы экологических взаимодействий Работу выполнил ученик 11-а класса Соловьёв С. Учитель: Малойкина Л.И.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Абиотические Абиотические Биотические Биотические Антропогенные Антропогенные.
В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный.
Тема: Биотические факторы среды Задачи: Дать характеристику основным формам биотических межвидовых взаимодействий Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : « БИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ »
Биотические экологические факторы
Тема: Биотические факторы среды Задачи: Дать характеристику основным формам биотических межвидовых взаимодействий Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы.
Биотические взаимоотношения организмов. 9 класс Составила учитель биологии Еналдиева Р.А.
В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный.
В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют.
В природе существование каждого живого организма зависит не только от факторов неживой природы, но и от обитающих рядом других организмов. Биотические.
МЕЖВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Тема: Взаимоотношения между организмами. Такие связи могут быть внутривидовыми (направлены на сохранение популяции) и межвидовыми.
Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия могут быть непосредственными и косвенными. Полезными, вредными или нейтральными.
Выполнил ученик 11 «Б» класса МОУ «Гимназии 10» Гартунг Максим МЕЖВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
Взаимоотношения между организмами. 1.Классификация межвидовых взаимоотношений. 2.Симбиоз и его формы. 3.Антибиоз и его формы. 4.Нейтрализм. 5.Выводы.
Основные типы экологических взаимоотношений Презентацию выполнили : Дойчев Дмитрий Басов Артём © МОУ СОШ г.
Транксрипт:

Автор: Мишнина Л. А., учитель биологии СОШ 3 Акбулакского района Оренбургской области

Цели урока: 1.Образовательная: продолжить формирование знаний о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами. 2. Развивающая: сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информативную компетентность. 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

1.Что такое симбиоз? ( Симбиоз- сожительство от греч.sym –вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого). 2.Между организмами существуют прямые и косвенные связи, в чем их суть? (прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды) Актуализация знаний

Различают множество типов парных взаимодействий: 1. Трофические – связанные с питанием и потоками энергии: – например, трофический симбиоз. 2. Топические – связанные с изменением условий обитания: – форические: перенос организмов одного вида организмами другого вида и др. 3. Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации: –например, реципрокный альтруизм (взаимопомощь).

Изучаем новую тему Позитивные отношения это форма взаимоотношений при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. (++ или +0)

симбиоз кооперациямутуализмкомменсализм

1. Запрягся рак- отшельник: Актиния на нем. Отшельник не досадует, что ноша тяжела, Ведь часто крошки падают к нему с ее стола. Определите тип взаимоотношений

Сожителями рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Замечательно, что рак-отшельник не трогая "своего" червя, хотя поедает других. На чем основано сожительство рака- отшельника, актинии и многощетинкового червя?

Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.

Приведите примеры проявления кооперации в живой природе.

Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Мутуализм (++). Лишайникиэто тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых культур

Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев.

Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших. ( Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).

- Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц. - Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями. - Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре Комменсализм. Один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны

Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство? ( При таких взаимодействиях один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений). Рыба прилипала и акула. Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска. Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам

Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна Присутствие партнеров обязательное условие сожительства Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства мутуализм Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства мутуализм Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства мутуализм Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично комменсализм

Применяем полученные знания С1. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями. ( САМОЕ ПОЛНОЕ ИЗДАНИЕ ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ ЕГЭ БИОЛОГИЯ/ ФИПИ Авторы-составители: Б.А. Никишова и С.П. Шаталова ) Элементы ответа: 1) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии; 2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.

С1 Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами? ( Отличник ЕГЭ. Биология / ФИПИ. Авторы-составители: Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А.) Элементы ответа: 1)деревья вступают в симбиоз с грибами; 2)корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их: 1. Между организмами в процессе их существования могут возникать разнообразные как внутри-, так и межвидовые отношения. 2.Симбиотические отношения между организмами всегда носят обязательный характер. 3.Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. 4. Деревья с микоризой находятся в угнетенном состоянии и плохо растут 5.Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

Ошибки допущены в предложениях-2,4 2.Симбиотические отношения между организмами носят как обязательный так и временный характер. 4. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, так как через грибницы дерево обеспечивается водой и минеральными солями

Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Объясните почему ? Объясните почему ?

Домашнее задание. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма?