Автор: Мишнина Л. А., учитель биологии СОШ 3 Акбулакского района Оренбургской области
Цели урока: 1.Образовательная: продолжить формирование знаний о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами. 2. Развивающая: сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информативную компетентность. 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
1.Что такое симбиоз? ( Симбиоз- сожительство от греч.sym –вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого). 2.Между организмами существуют прямые и косвенные связи, в чем их суть? (прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды) Актуализация знаний
Различают множество типов парных взаимодействий: 1. Трофические – связанные с питанием и потоками энергии: – например, трофический симбиоз. 2. Топические – связанные с изменением условий обитания: – форические: перенос организмов одного вида организмами другого вида и др. 3. Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации: –например, реципрокный альтруизм (взаимопомощь).
Изучаем новую тему Позитивные отношения это форма взаимоотношений при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. (++ или +0)
симбиоз кооперациямутуализмкомменсализм
1. Запрягся рак- отшельник: Актиния на нем. Отшельник не досадует, что ноша тяжела, Ведь часто крошки падают к нему с ее стола. Определите тип взаимоотношений
Сожителями рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Замечательно, что рак-отшельник не трогая "своего" червя, хотя поедает других. На чем основано сожительство рака- отшельника, актинии и многощетинкового червя?
Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.
Приведите примеры проявления кооперации в живой природе.
Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Мутуализм (++). Лишайникиэто тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых культур
Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев.
Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших. ( Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).
- Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц. - Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями. - Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре Комменсализм. Один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны
Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство? ( При таких взаимодействиях один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений). Рыба прилипала и акула. Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска. Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам
Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна Присутствие партнеров обязательное условие сожительства Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично
Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично
Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства мутуализм Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично
Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства мутуализм Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично
Польза всех партнеров очевидна, но не обязательна кооперация Присутствие партнеров обязательное условие сожительства мутуализм Один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично комменсализм
Применяем полученные знания С1. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями. ( САМОЕ ПОЛНОЕ ИЗДАНИЕ ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ ЕГЭ БИОЛОГИЯ/ ФИПИ Авторы-составители: Б.А. Никишова и С.П. Шаталова ) Элементы ответа: 1) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии; 2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.
С1 Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами? ( Отличник ЕГЭ. Биология / ФИПИ. Авторы-составители: Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А.) Элементы ответа: 1)деревья вступают в симбиоз с грибами; 2)корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их: 1. Между организмами в процессе их существования могут возникать разнообразные как внутри-, так и межвидовые отношения. 2.Симбиотические отношения между организмами всегда носят обязательный характер. 3.Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. 4. Деревья с микоризой находятся в угнетенном состоянии и плохо растут 5.Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.
Ошибки допущены в предложениях-2,4 2.Симбиотические отношения между организмами носят как обязательный так и временный характер. 4. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, так как через грибницы дерево обеспечивается водой и минеральными солями
Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Объясните почему ? Объясните почему ?
Домашнее задание. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма?