Система оценки качества образования в современной школе: подходы, модели, технологии Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно- методического обеспечения работы с одаренными детьми Академии социального управления, д.п.н., профессор
«Когда дует ветер перемен, не воздвигай щит, а поднимай парус» (восточная мудрость)
Тенденции развития национальных систем оценки качества образования развитых стран Создание в большинстве стран полностью или частично независимых от образовательных учреждений и органов управления ими организаций – аккредитационных агентств, специализирующихся на оценке качества образования и выработке рекомендаций по его улучшению. централизация в большинстве развитых стран, за исключением США и ФРГ, государственных систем контроля качества образования и активное использование результатов контроля для улучшения работы учебных заведений и повышения уровня образовательных услуг.
Тенденции развития национальных систем оценки качества образования развитых стран все более широкое использование для повышения объективности оценки деятельности учебных заведений и качества образования сочетания самообследований, проводимых самими образовательными учреждениями, с внешней независимой экспертизой. переход от оценки качества образования по результатам к анализу тенденций развития учебных заведений и определению долгосрочных программ совершенствования их деятельности.
Тенденции развития национальных систем оценки качества образования развитых стран повышение уровня и расширение масштабов научных исследований в области педагогических измерений и все более широкое использование их результатов на практике. усиление взаимосвязи контроля качества образования с деятельностью институтов гражданского общества, деловыми кругами и рынком труда.
Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся.
«Сетевая модель автоматизированного внутришкольного мониторинга качества образования на основе ИКТ» Проект объявленный редакцией Интернет– портала «Инновации в образовании» совместно с Ассоциацией лучших школ при поддержке Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области «Модель общественно–государственной оценки качества образования как элемент РСОКО».
Цель проекта Создание и внедрение в образовательную среду учебных заведений прозрачной объективной сетевой технологии автоматизированного внутришкольного мониторинга (аудита) качества обучения на основе ИКТ и Интернет-технологий для достижения качества образования и его открытости для общественности.
Задачи проекта Разработать и внедрить в общеобразовательных учреждениях систему автоматизированного внутришкольного мониторинга (аудита) качества подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования по мере прохождения учебных программ по общеобразовательным дисциплинам, с использованием аналитических материалов ЕГЭ и рекомендаций Федеральных органов управления образованием.
Задачи проекта Сформировать: механизмы внутренних оценочных процедур качества обучения учащихся на базе компьютерной диагностики, ориентированных на конечный результат; механизмы своевременной коррекции учебного процесса с использованием аналитических данных оперативного внутреннего мониторинга
Задачи проекта Создать на базе web-ресурса Интернет- портала «Инновации в образовании» сетевую модель взаимодействия образовательных учреждений (администрации, методистов, учителей, учащихся, родителей) при организации внутришкольного мониторинга качества обучения
Задачи проекта Создать единую электронную базу тестовых заданий с привлечением общественных методистов на основе единого классификатора проверяемых элементов.
Задачи проекта Создать единую электронную базу тестовых заданий с привлечением общественных методистов на основе единого классификатора проверяемых элементов.
Участники проекта 1. Региональные лаборатории компьютерной диагностики качества образования. 2. Ассоциация лучших школ Ульяновской области: 3. Сетевое объединение общественных методистов (СООМ): 4. Интернет-портал «Инновации в образовании»: 5. Ульяновский ИПКПРО 6. Образовательные учреждения
В основу Модели заложен принцип декларирования качества образовательных услуг самим образовательным учреждением на основании результатов постоянного системного внутреннего контроля качества с использованием механизма независимой компьютерной диагностики учебных достижений обучающихся, наличие которого в целом рассматривается, как элемент внешнего контроля.
Задачей государственных контролирующих органов в этих условиях становится проверка наличия в образовательном учреждении системного внутришкольного мониторинга, достоверно отражающего качество образовательных результатов.
Независимость процедуры компьютерной диагностики, выраженная в использовании единой закрытой базы тестовых заданий, скомплектованной независимой общественно- профессиональной структурой, обеспеченная технологией формирования индивидуального теста автоматическим способом и исключением из процесса оценивания результата выполнения теста заинтересованных лиц, является основой сочетания участия общественных и государственных структур в контрольно– оценочной деятельности и позволяет создать в регионе систему независимой оценки качества образования.
В качестве механизма независимой диагностики используется технология Интернет–тестирования автоматизированной тестовой системы «Дикобраз», представленная в инновационном проекте «Сетевая модель автоматизированного внутришкольного мониторинга на основе использования ИКТ»
Региональный мониторинг осуществляется при проведении контрольно-оценочных процедур самообследование образовательных учреждений в рамках внутреннего мониторинга и процедур государственной аккредитации; экспертная оценка качества учебных достижений учащихся при проведении процедур государственной аккредитации и контроля качества.
Компьютерные математические системы в современном информационном обществе становится регулярной, обязательной частью содержания математического образования, фактором его развития.
Спасибо за внимание!