Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации
Реформы высшего образования в РФ институциональные реформы – изменение законодательства в сфере образования, новая институциональная структура ВПО структурные реформы – переход на уровневую систему ВПО, изменение перечня направлений подготовки и специальностей содержательные реформы – переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты В 2011 году завершается основной этап реформ
ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА ФГОУ ВПО «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА» НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД гг. Утверждена решением Ученого совета ПАГС 29 апреля 2010 г., протокол 4
Цель программы Обеспечение перехода ФГОУ ВПО «ПАГС» на уровневую систему высшего профессионального образования на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов, повышение качества и инновационности образовательной деятельности за счет обеспечения максимального соответствия содержания и форм образовательной деятельности требованиям потребителей, задачам совершенствования управленческого потенциала и социально-экономического развития регионов
Задачи программы разработка и реализация новых образовательных программ на основе ФГОС с учетом компетентностного подхода и кредитно-модульной системы, обеспечение их качества и конкурентоспособности расширение реализации магистерских программ и развитие магистерской подготовки как элемента системы непрерывного образования, реализуемой в академии обеспечение комплексности образовательной и научной деятельности при поддержке развития научных школ и новых направлений НИР расширение практики реализации инновационной составляющей образовательных программ, внедрения инновационных образовательных технологий, обеспечение развития интегрированной и эффективной информационно-образовательной среды академии обеспечение необходимого уровня ресурсообеспеченности учебно- лабораторной и научно-исследовательской базы академии создание условий для расширения международной академической мобильности в рамках уровневой системы ВПО обеспечение развития социокультурной среды академии как условия формирования общекультурных и профессиональных компетенций
Соответствие программ вуза международным образовательным стандартам соответствие номенклатуры и структуры образовательных программ мировой практике, в частности, двухуровневой модели, рекомендуемой в рамках Болонского процесса применение компетентностного подхода, ориентированного на результаты обучения, к проектированию, реализации программ и оценке их качества использование кредитно-рейтинговой системы и шкалы оценок учебных достижений студентов, совместимых с зарубежными аналогами (зачетные единицы) организация асинхронного образовательного процесса и индивидуального обучения (приоритет элективных дисциплин) применение личностно-ориентированных педагогических технологий, стимулирующих самостоятельную работу студентов управление процессами, обеспечивающими образовательную деятельность, на основе международных стандартов менеджмента качества
Как должна измениться структура реализуемых в ПАГС образовательных программ в результате перехода на новые ФГОС по всем уровням образования (СПО и ВПО) Настоящий момент После перехода на новые ФГОС Кол-во специальностей 4 5 СПО Кол-во специальностей ВПО 16 1 (Таможенное дело) Кол-во направлений подготовки бакалавров Кол-во направлений подготовки магистров
Основные общие проблемы при переходе на уровневую систему ВПО Проблемы объективного характера ситуация большой неопределенности в данной сфере на законодательном уровне (не все стандарты уже утверждены, отсутствуют необходимые нормативные акты, инструктивные документы, методические материалы, разъясняющие механизмы реализации нововведений)
Проблемы субъективного характера Консерватизм сознания основных участников процесса Недостаточная компетентность в данном вопросе основных участников процесса Повышение роли командной работы и, следовательно, межкафедрального взаимодействия
Проблемы содержательного характера различная интерпретация компетенций в различных образовательных стандартах по направлениям подготовки повышение роли междисциплинарных связей в структуре образовательных программ, так как все компетенции, которые заложены в новые стандарты, носят междисциплинарный характер необходимость модульного построения образовательных программ (внутридисциплинарные и междисциплинарные модули)
Перечень документов основной образовательной программы образовательный стандарт ФГОУ ВПО «ПАГС» структурная матрица компетенций (компетентностный учебный план) базовый учебный план рабочий учебный план рабочие программы учебных дисциплин (модулей) учебно-методические комплексы дисциплин (модулей) программы практик график учебного процесса программы итоговой государственной аттестации критерии оценки выпускных квалификационных работ методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся