Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ВПО Выраженный компетентностный характер Целостность – разработка пакета образовательных программ (ОП) Обоснованность требований к результатам освоения основных ОП Компонентная структура Новая форма оценки трудоемкости: зачетные единицы вместо часов
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА: Результаты образования Компетенция Основная образовательная программа Модуль Профиль Зачетная единица
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ: Наиболее сложные темы Структура квалификаций должна соотноситься с европейскими и мировыми тенденциями и нормативами (Совещание в Бергене, 2005) Обоснование областей проф. деятельности выпускников, ее объектов, видов и задач с позиций повышения трудоустраиваемости выпускников Проектирование образовательных целей (обучения и воспитания)
Международные организации и соглашения в области компетенций SEFI (Европейское общество инженерного образования) ELFA (Европейская ассоциация юридических факультетов) WA (Вашингтонское соглашение) DA (Дублинское соглашение) SA (Сиднейское соглашение)
Компетенции должны соответствовать запросам регионального рынка труда Связь с работодателями – методические рекомендации на сайте
Проектирование образовательных целей Соответствие миссии вуза Учет потребностей всех заинтересованных сторон ПРИМЕРЫ: Выпускать конкурентоспособных специалистов, хорошо адаптированных к профессиональной карьере в определенной области, Развивать способность работать как самостоятельно, так и в составе группы, Совершенствовать навыки построения карьеры и самопрезентации, Способствовать освоению и широкому использованию ИТ, Обеспечить возможности индивидуальной образовательной траектории.
ПРОФИЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Отличительные характеристики (компетенции) бакал авр Магист р Специа лист 1Знание и понимание фундаментальных основ 2Приверженность этическим ценностям 3Широта и глубина профессиональных задач 4Проведение исследований 5Роль в команде 6Уровень коммуникаций
Дублинский дескриптор Областибакалаврмагистр Знания и понимание Уровень учебников повышенного типа Расширенные и углубленные знания и понимание, фундамент исследовательской работы Применение знаний Умение выдвигать и защищать аргументы Способности ставить и решать задачи в новых условиях в широком (м/д) контексте Формирование суждений Умение собирать и интерпретировать данные Способность интегрировать знания и формировать суждения на основе неполной или ограниченной информации КоммуникацияУмение передавать информацию, идеи, проблемы ирешения Делать свои выводы, аргументировать и убеждать Навыки обучения Навыки, необходимые для самостоятельного изучения отдельных тем Навыки самообразования
Пример формулировки компетенций БакалаврМагистр Понимает базу знанийПолностью владеет разделами соответствующих областей Понимает структуруАктивно исследует структуру и связи Знает, как нужно осуществлять поиск Есть навыки и готовность применять методы самостоятельно Способен под контролемСпособен самостоятельно Знает об изменчивости процессов исследования Способен работать в условиях изменчивых процессов Способен интегрировать знания в соответствующие разработки Способен формулировать новые исследовательские проекты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!