Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Advertisements

Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
«ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Технология работы с одаренными детьми (теоретический аспект) г. Чердынь, 18 сентября 2013 г.
МБОУ «Школа 51» Социально – психологические особенности одаренных детей.
«МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ в рамках работы с одарёнными детьми»
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Выявление одарённых детей Подготовила Дроздова Анна Васильевна педагог – психолог МБОУ «СОШ 12» г. Энгельса.
Психологический портрет одаренного ребенка. « Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная.
Возрастные и индивидуально- личностные особенности одаренных детей.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Р АБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Щурская Е.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011.
Презентация к уроку по психологии по теме: Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Одарённость детей Старший воспитатель Полохова В.Ю. Тангуй 2014.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Одаренные дети: теория и практика развития Малеев А.Л. канд. пс. наук, доцент.
Транксрипт:

Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института развития образования Ивановской области

Одаренность – это системное, развиваю- щееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достиже- ния человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравне- нию с другими людьми («Рабочая концепция одаренности»)

Инструментальный аспект легкость в освоении деятельности; изобретение новых способов выполнения деятельности, дающих неожиданный результат; сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делает по-своему»); особый тип организации знаний (структурированность, системность, обобщенность, свернутость); особый тип обучаемости (быстрый или несколько замедленный, с резким изменением в структуре знаний, способность к самообучению); увлеченность самим процессом деятельности, ориентация не столько на результат, сколько на процесс.

Мотивационный аспект повышенная избирательность к определенным сторонам предметной деятельности (звукам, краскам, знакам), сопровождающаяся переживанием удовольствия; повышенная познавательная потребность (любознательность, желание выходить за пределы исходных требований деятельности); повышенный интерес к определенной сфере деятельности, увлеченность делом; предпочтение парадоксальной и неопределенной информации, неприятие стандартов.

Интеллектуальные особенности вариативность и гибкость мышления; способность к прогнозированию, умение видеть на несколько шагов вперед; синтетичность мышления, умение синтезировать разнообразную информацию в единый образ; интерес к абстрактным категориям и общим понятиям; хорошая память; развитое воображение.

Особенности личности одаренного ребенка Гармоничный вариант высокая избирательность в интересах, увлечениях, выборе друзей и т.п.; независимость и автономность; самостоятельность; наличие хороших навыков саморегуляции; открытость новому опыту, интерес ко всему новому; перфекционизм, стремление во всем достичь совершенства; хорошие социальные навыки. Дисгармоничный вариант выдающиеся достижения в определенной области; отставание в развитии тех сфер личности, которые не связаны с природой таланта; особая система ценностей, личностных приоритетов, пристрастное отношение к деятельности; высокая, но не стабильная самооценка; ярко выраженная эмоциональность; перфекционизм; хорошая саморегуляция только в рамках выбранной деятельности; отставание в физическом развитии; неразвитые коммуникативные навыки.

Виды одаренности В зависимости от вида деятельности интеллектуальная; академическая; лидерская; художественная; психомоторная.

По степени сформированности актуальная одаренность (ребенок уже проявил свои таланты и показал результаты); потенциальная (у ребенка есть некоторые потенциальные задатки, которые пока еще не могут проявиться).

В зависимости от возрастного развития ранняя (дети вундеркинды); без опережения возраста; с запаздыванием в развитии.

Принципы диагностики одаренности должна носить комплексный характер и опираться на разные источники; быть длительной по времени (нельзя ограничиваться разовой процедурой); использовать экспертную оценку продуктов деятельности ребенка с привлечением высококвалифицированных специалистов; анализировать не только актуальный уровень одаренности, но и учитывать зону ближайшего развития; проводить обследования в ситуациях максимально приближенных к жизни; анализировать реальные достижения детей в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.

Кризисы в развитии детской одаренности кризис интеллектуальности -развитие интеллектуальных способностей идет в ущерб другим сторонам личности; кризис креативности – происходит затухание творческого потенциала; кризис мотивации достижения – негативная оценка себя как личности приводит к негативной оценке своих способностей.

Основные направления работы с одаренными детьми необходима индивидуализация работы с учетом специфики одаренности конкретного ребенка и его личностных особенностей; в ходе работы нужно ориентироваться на зону ближайшего развития; ребенок должен быть субъектом своей деятельности, ему нужно предлагать, а не навязывать варианты реализации его таланта; важно, чтобы он накапливал собственный интеллектуальный и жизненный опыт, создавать ему обогащенную среду, которая будет подпитывать его талант; необходимо создавать ситуации открытости и незавершенности, поощрять поиск; нужно чуткое и бережное отношение к талантливому ребенку, терпимость к его личностным особенностям; нужно ориентироваться на гармоничное развитие личности, не допускать личностных деформаций.