Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института развития образования Ивановской области
Одаренность – это системное, развиваю- щееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достиже- ния человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравне- нию с другими людьми («Рабочая концепция одаренности»)
Инструментальный аспект легкость в освоении деятельности; изобретение новых способов выполнения деятельности, дающих неожиданный результат; сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности («всё делает по-своему»); особый тип организации знаний (структурированность, системность, обобщенность, свернутость); особый тип обучаемости (быстрый или несколько замедленный, с резким изменением в структуре знаний, способность к самообучению); увлеченность самим процессом деятельности, ориентация не столько на результат, сколько на процесс.
Мотивационный аспект повышенная избирательность к определенным сторонам предметной деятельности (звукам, краскам, знакам), сопровождающаяся переживанием удовольствия; повышенная познавательная потребность (любознательность, желание выходить за пределы исходных требований деятельности); повышенный интерес к определенной сфере деятельности, увлеченность делом; предпочтение парадоксальной и неопределенной информации, неприятие стандартов.
Интеллектуальные особенности вариативность и гибкость мышления; способность к прогнозированию, умение видеть на несколько шагов вперед; синтетичность мышления, умение синтезировать разнообразную информацию в единый образ; интерес к абстрактным категориям и общим понятиям; хорошая память; развитое воображение.
Особенности личности одаренного ребенка Гармоничный вариант высокая избирательность в интересах, увлечениях, выборе друзей и т.п.; независимость и автономность; самостоятельность; наличие хороших навыков саморегуляции; открытость новому опыту, интерес ко всему новому; перфекционизм, стремление во всем достичь совершенства; хорошие социальные навыки. Дисгармоничный вариант выдающиеся достижения в определенной области; отставание в развитии тех сфер личности, которые не связаны с природой таланта; особая система ценностей, личностных приоритетов, пристрастное отношение к деятельности; высокая, но не стабильная самооценка; ярко выраженная эмоциональность; перфекционизм; хорошая саморегуляция только в рамках выбранной деятельности; отставание в физическом развитии; неразвитые коммуникативные навыки.
Виды одаренности В зависимости от вида деятельности интеллектуальная; академическая; лидерская; художественная; психомоторная.
По степени сформированности актуальная одаренность (ребенок уже проявил свои таланты и показал результаты); потенциальная (у ребенка есть некоторые потенциальные задатки, которые пока еще не могут проявиться).
В зависимости от возрастного развития ранняя (дети вундеркинды); без опережения возраста; с запаздыванием в развитии.
Принципы диагностики одаренности должна носить комплексный характер и опираться на разные источники; быть длительной по времени (нельзя ограничиваться разовой процедурой); использовать экспертную оценку продуктов деятельности ребенка с привлечением высококвалифицированных специалистов; анализировать не только актуальный уровень одаренности, но и учитывать зону ближайшего развития; проводить обследования в ситуациях максимально приближенных к жизни; анализировать реальные достижения детей в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.
Кризисы в развитии детской одаренности кризис интеллектуальности -развитие интеллектуальных способностей идет в ущерб другим сторонам личности; кризис креативности – происходит затухание творческого потенциала; кризис мотивации достижения – негативная оценка себя как личности приводит к негативной оценке своих способностей.
Основные направления работы с одаренными детьми необходима индивидуализация работы с учетом специфики одаренности конкретного ребенка и его личностных особенностей; в ходе работы нужно ориентироваться на зону ближайшего развития; ребенок должен быть субъектом своей деятельности, ему нужно предлагать, а не навязывать варианты реализации его таланта; важно, чтобы он накапливал собственный интеллектуальный и жизненный опыт, создавать ему обогащенную среду, которая будет подпитывать его талант; необходимо создавать ситуации открытости и незавершенности, поощрять поиск; нужно чуткое и бережное отношение к талантливому ребенку, терпимость к его личностным особенностям; нужно ориентироваться на гармоничное развитие личности, не допускать личностных деформаций.