Кан Марианны Дмитриевны ГМУ -532 УрАГС 2011
Целесообразно в максимальной степени реализовать программно - целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.» «Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах.
Бюджетная реформа в США 1949 г г. – комиссия Гувера, первые шаги по разработке БОР 1950 г г. - принял закон « О бюджете и процедурах бюджетной отчетности » ( согласно комиссии 1949 г.) Этапы развития и внедрения концепции БОР программно - целевой бюджет (Performance Budget – PB, ); 2. система « планирование – программирование – бюджетирование » – (Planning-Programming-Budgeting System – PPBS, ); 3. управление по целям (Management by Objectives – MBO, ); 4. планирование бюджета с нуля (Zero-Based Budgeting – ZBB, ); 5. бюджетирование, основанное на результативности (Performance-Base Budgeting – PBB, ); 6. бюджетирование, основанное на методе начисления (Accrual-Based Budgeting – ABB, 2000 г.)
Бюджетная реформа в России контроль над затратами управление результатами Базовые уровни : 1. реформа межбюджетных отношений ( до 2006 г.), 2. реформа бюджетного процесса ( до 2007 г.) 3. реструктуризация бюджетной сети ( до 2008 г.)
Основные выводы : 1. Программно - целевое бюджетирование – это средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда большая часть национального дохода перераспределяется государством. Повысить эффективность государственных расходов, не затрагивая при этом бюджетный процесс, невозможно.
2. Основные приемы программно - целевого бюджетирования основаны на управленческих принципах частного бизнеса. адм. методы использование хоз. деятельности Различия между гос. управление и частным бизнесом : 1. в масштабах деятельности ; 2. отличия в мотивация чиновников и менеджеров частных компаний ; 3. также у государственных учреждений отсутствует универсальный индикатор результатов работы, который имеется у частных фирм.
3. Реформа бюджетной системы предполагает значительное увеличение требований к квалификации сотрудников, которые принимают участие в составлении бюджета. Это обусловлено необходимостью : 1. выделения желаемых результатов деятельности государственных органов, 2. разработки программ для достижения результатов, 3. анализа и сравнения альтернативных программ, 4. отслеживания их результативности.
Основной вывод : Целесообразно применение поэтапного внедрения программно - целевого бюджетирования, перевод на него отдельных министерств и ведомств в рамках пилотных программ ( с дальнейшим мониторингом и корректировкой внедрения ), аккумулирование опыта в этой сфере. После адаптации и корректировки проектов по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, к существующей бюджетной практике, необходимо распространить полученный опыт на остальные министерства. Сокращение рисков, повышение эффективности реформы.
Спасибо за внимание !