Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа 32 г. Томска Программа подготовки общественных управляющих Крюкова Мария Николаевна, директор МБОУ СОШ 32 г. Томска
"Эффективность … Управляющих советов во многом зависит от правильного и последовательного воплощения заложенных в нем идей и от выявления и распространения положительного опыта реализации этих идей в практике образования". А.А. Пинский
1.Реализация принципа ГОУ - новая практика управленческой деятельности, предполагающая кардинальные изменения в организационной культуре школы, укладе ее жизни, во взаимоотношениях участников образовательного процесса, школы и ее социального окружения. 2.Члены Управляющего совета в своем преобладающем большинстве: не мотивированы на взаимодействие и партнерство в решении задач управления образованием; не обладают информированностью и компетентностью, необходимыми для построения и функционирования системы государственно- общественного управления в сфере образования; испытывают серьезные практические затруднения в организации взаимодействия и отношений; не понимают специфики деятельности Управляющих советов образовательных учреждений, их отличия от иных существующих форм советов. 3. Психолого-педагогическая, программно-методическая, нормативно-правовая база подготовки общественных управляющих находится на стадии формирования. Актуальность подготовки общественных управляющих для работы в Управляющем совете:
Изменения в функциональные обязанности заместителя директора по ВР в части: наличия профессиональных знаний в области ГОУ (нормативно-правовые, финансово-экономические, организационно-методические аспекты); организации экспертизы деятельности органов ученического самоуправления, ЦГО; создания условий для организационно-методического сопровождения деятельности классных руководителей в области гражданского образования, развития демократического уклада школьной жизни; создания условий для реализации добровольческих и общественных инициатив педагогов и школьников; организации социального партнёрства; организации и осуществления процесса подготовки обучающихся, родителей, педагогов для работы в органах ученического самоуправления и ГОУ.
1.Специфичность целевых групп слушателей: общественные школьные управляющие, не являющиеся профессионалами сферы образования; профессиональные работники образования, входящие в Управляющие советы. 2. Некомпетентность в опросах жизнедеятельности школы и системе управления ею. 3.Ограниченный бюджет времени. 4.Различный образовательный уровень и опыт (в том числе и обучающихся). 5.Отсутствие мотивации активного участия в работе Управляющего совета в связи с отсутствием уверенности в возможности действенного участия общественности в управлении школой. 6.Наличие у членов Управляющих советов не всегда осознаваемых взаимных негативных ожиданий (опасений) или взаимных ожиданий, абсолютно противоположных логике работы. 7.Отсутствие у большинства потенциальных слушателей опыта реального партнерского диалога между школой и общественностью.. Возможные барьеры, ограничения, риски процесса обучения
актуальность и целостность: открытое формулирование ценностной и концептуальной позиции разработчиков и реализаторов программы; ее соответствие современным образовательным и управленческим ценностям, ценностям открытого гражданского общества; научная обоснованность: соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико- методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач; целевой, компетентностно-ориентированный, практико- ориентированный характер программы и процесса подготовки слушателей, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых управленческих компетентностей; развивающий характер: направленность на профессиональное и общекультурное развитие и личностный рост слушателей, становление и проявление их активной профессиональной и гражданской позиции; Критерии формирования программы :
адресность, модульность содержания: специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений конкретных целевых групп слушателей; обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимым; групповое обучение: объектом обучения становятся не столько отдельные члены школьных Управляющих советов, а весь состав совета (или его основное ядро) как команда; просчитанность: соответствие содержания и объема программы заявленному учебному времени; единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей; "отчуждённость" программы от авторов-разработчиков: возможность её тиражирования и передачи для исполнения другим субъектам. Критерии формирования программы:
Программа «Учимся управлять вместе» (28 часов) Нетиповая, экспериментальная образовательная программа. Автор-разработчик – Крюкова М.Н., директор школы Модульная программа: состоит из 2 взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных тематических модуля: «Подготовка школьных управляющих», «Азбука самоуправления». Сфера реализации – дополнительное образование. Срок реализации: от 4 месяцев до 1 года. Целевые группы: 1)члены Управляющего совета; 2)обучающиеся 5-9 классов, члены органов ученического самоуправления классов-городов.
Цель и задачи программы Цель: формирование комплексных знаний и практик эффективной деятельности в сфере самоуправления и государственно общественного управления школой. Задачи: –выявить уровень компетентности обучающихся, родителей в сфере образования, управления образованием; –дать слушателям общие и конкретные представления о сущности и основных полномочиях, содержании деятельности, особенностях внутренних и внешних коммуникаций Управляющего совета ОУ и органов ученического самоуправления модели «Класс-город»; –формировать комплексные знания, умения, необходимые для работы в качестве школьных управляющих, членов ученического самоуправления; –оказать практико-ориентированную помощь субъектам образования в приобретении первичного опыта управленческой деятельности; –создать условия для освоения обучающимися, педагогами, родителями положительного социального опыта; –обеспечить освоение технологий социальной коммуникации и развития общественных связей; –способствовать повышению уровня гражданской и социальной компетентностей старшеклассников; –обучить технологии социального проектирования; –мотивировать обучающихся и родителей на осуществление управленческой деятельности.
Содержание программы. Модуль «Подготовка школьных управляющих» (12 часов) Целевая группа: члены УС школы 1.«Управляющий совет: сущность и основные понятия» (3 ч.) Теория. Актуальность расширения общественного участия в образовании. Состав Управляющего совета. Сущность УС. Компетенции. Полномочия. Нормативно-правовая база деятельности совета. Готов ли я к управленческой деятельности? (1, 5 ч.) Практика. Практикумы: 1)«Школа как объект управления» (0,5 ч.); 2)«Разграничение полномочий между органами самоуправления и директором ОУ» (0,5 ч.); 3)«Найти решение проблемной ситуации» (0,5 ч.)
Содержание программы. Модуль «Подготовка школьных управляющих» Целевая группа: члены УС школы 2. «Комитеты и комиссии школьного Управляющего совета» (3ч.) Теория. Принципы работы Управляющего совета. Особенности работы школьных управляющих. Комиссии, рабочие группы и комитеты совета. Виды комиссий и их функции. Состав комиссии и порядок её создания. Нормативные документы. Организация работы. Порядок действий комиссии по подготовке решений совета. (1,5 ч.) Практика. Практикумы: 1)«Решение проблемных задач» (0,5 ч); 2)«Общественная аттестация деятельности школы» (0,5 ч.); 3)«Матрица согласования полномочий между структурами школы и комиссиями УС» (0,5 ч.)
Содержание программы. Модуль «Подготовка школьных управляющих» Целевая группа: члены УС школы 3. «Социальные роли школьного управляющего» (6ч.) Теория. Участие в управлении образовательным учреждением, общественными инициативами. Делопроизводство. Социальное партнёрство. Технология публичного выступления. (2 ч.) Практика. Разработка проектов решения проблем. Практикумы: 1)«Проектирование как вид деятельности» (1ч.); 2)«Технологии социальных коммуникаций» (1ч); 3)«Локальные акты» (1ч.); 4)«Подготовка публичного отчёта о деятельности Управляющего совета» (0,5 ч.); 5)«Подготовка открытого информационно- аналитического доклада» (0,5 ч.).
Содержание программы. Модуль «Азбука самоуправления» Целевая группа: представители органов ученического самоуправления классов-городов Тематические блоки Я - организатор Учимся организовывать Планируем, проектируем Проекты «ключевых дел» Я - общение Как стать лидером? Эффективное общение Я - политик Работаем В ЦИК Погружение в технологию «Выборы» Предвыборная кампания Правовой ликбез
1.« Я – общение» (8 ч.) Теория, Эффективное общение – залог успеха (2 ч.). Практика. 1)«Я лидер: формирую себя сам» (1 ч.); 2)Технологии самоуправления: «Выборы», «Наш символ», «Лицензионное бюро» и др. (2 ч.); 3)Тренинг «Эффективное общение» (3 ч.) 2. «Я – политик» (4 ч.) Теория. Что такое ученическое самоуправление? Нормативно- правовая база ученического самоуправления. Содержание деятельности органов ученического самоуправления. (2 ч.) Практика. Кто и как управляет классом-городом? Как провести успешную предвыборную кампанию? Учимся работать в ЦИК. Навыки публичных выступлений. (2 ч.) 3.«Я – организатор». (4 ч.) Теория и практика проектирования «ключевых» дел (4 ч.) Содержание программы. Модуль «Азбука самоуправления» (16 ч.) Целевая группа: представители органов ученического самоуправления классов-городов
позитивно мотивированы на участие в деятельности школьного Управляющего совета; понимают сущность и специфику государственно-общественного характера управления образованием, его отличий от предшествующих типов и моделей управления общим образованием; владеют соответствующим понятийным аппаратом и терминологией; понимают сущность, основные ценности и механизмы деятельности Управляющего совета; знают и понимают проблемы школы, решение которых зависит от действия Управляющего совета и конкретно общественного управляющего; знают нормативно-правовую базу, регулирующую государственно- общественные отношения и взаимодействия в образовании, взаимодействие Управляющего совета с внешней и внутренней средой школы; Ожидаемые результаты освоения программы целевой группой школьных управляющих
имеют опыт решения типичных задач и преодоления затруднений и препятствий, возникающих в ходе становления и развития Управляющего совета школы; опыт публичных выступлений; смогут разработать и реализовать в своей школе проект создания управляющего совета, программу развития образовательного учреждения; смогут конструктивно организовать деятельность Управляющего совета по различным направлениям его работы; смогут эффективно организовать подготовку решения совета по конкретно выбранной проблеме или направлению работы; смогут подготовить необходимые локальные акты школы и изменения в уставе; смогут организовать предвыборную кампанию и выборы школьных управляющих; смогут подготовить публичный отчёт о деятельности УС школы. Ожидаемые результаты освоения программы целевой группой школьных управляющих
- понимают сущность и специфику работы органов ученического самоуправления модели «Класс-город»; -владеют технологиями решения проблемных коммуникативных ситуаций; -владеют навыками публичных выступлений; -владеют технологией социального проектирования (В.П.Пахомова «Проект «Гражданин: методика и практика реализации»); -умеют конструктивно организовывать деятельность органов ученического самоуправления; -умеют организовать предвыборную кампанию и выборы школьных управляющих; -умеют организовать подготовку и разработку решения УС по конкретно выбранной проблеме или направлению работы; -знают методы эффективного взаимодействия и партнёрства Ожидаемые результаты освоения программы целевой группой обучающихся 5-9 классов, представителей органов ученического самоуправления классов-городов
Направления мониторинговых исследований: оценка образовательной программы; оценка условий организации образовательного процесса для реализации программы; оценка результатов социального партнёрства в реализации программы; оценка результатов образовательной деятельности Центра по реализации Программы; оценка результатов аттестационных испытаний; оценка количества и качества публичного представления промежуточных результатов реализации программы; оценка количества и качества проведённых мероприятий, семинаров различного уровня по теме программы; оценка количества публикаций в методических сборниках, СМИ; публичных представлений результатов деятельности на научно- практических конференциях по теме программы; оценка экспертной деятельности преподавателей Центра по теме программы. Внешний мониторинга реализации программы (ОГУ «РЦРО»)
Позиция и роли преподавателя и слушателей, их взаимодействие. Позиция преподавателя предполагает готовность к компетентному исполнению в процессе обучения таких взаимодополняющих ролей, как: Мотиватор, Исследователь, Организатор дискуссии, Организатор исследования, Организатор учебной команды, Источник информации, Комментатор, Консультант, Аналитик, Эксперт, Арбитр, Тренер, Наставник, Тьютор,
Основные источники: Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов/Под ре. А.М. Моисеева. – М.: Готика, – 180 с. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/Под ред. Пинского А.А. – М.: Вердана, – 232 с. Создание школьных Управляющих советов/Под ред. А.А. Пинского. – М.: Альянс-Пресс, – 90 с. Учебно-методические материалы. Курс обучения школьных управляющих/Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007.