© Сонина Т. В., 2013 Использование приема «Закрытая картина» с применением сигнальных карточек при обучении рассказыванию по сюжетной картине старших дошкольников с задержкой психического развития (из опыта работы) Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта "Современные методы и приемы обучения" Электронное периодическое издание НАУКОГРАД Сонина Татьяна Викторовна учитель-дефектолог, учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 40 комбинированного вида" Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
© Сонина Т. В., 2013
Проблема понимания особенностей восприятия и понимания картин детьми: Рубинштейн С.Л., Флерина Е.А., Люблинская А.А., Мухина В.С. Три направления в развитии восприятия рисунка: изменение отношения к рисунку, как к отображению действительности; умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствование интерпретации ( понимания) содержания рисунка Учить восприятию картины – постепенно подводить к пониманию содержания картины узнавание отдельных предметов выделение позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины установление связей между основными персонажами выделение деталей (освещение, фон, выражения лиц людей)
1. Основные цвета и оттенки 2. Геометрические фигуры © Сонина Т. В., 2013
3. Времена года 4. Части суток © Сонина Т. В., 2013
5. Цифры 6. Буквы © Сонина Т. В., 2013
7. Эмоции радость горе удивление злость радость печаль сомнение спокойствие радость грусть удивление спокойствие злость страх © Сонина Т. В., 2013
Вариант 1. 1.Снять 1 карточку по заданию педагога. 2.Рассказать о том, что видит на этом участке картины. 3.Вопросы для всей группы на установление времени года, части суток на картине. 4.Вопросы, стимулирующие развитие догадки (для всей группы детей. 5.В работе – 2-3 карточки в шахматном порядке © Сонина Т. В., 2013
Вариант 2 1.Снять 1 карточку по заданию педагога и рассказать о том, что видит на этом участке картины. 2.Положить карточку на место. 3.Снять другую карточку и повторить те же действия. 4.Вопросы для всей группы детей на установление времени года, части суток, развитие догадки. 5.В работе – все карточки (4-6 шт.) © Сонина Т. В., 2013
Вариант 3 1.Снять 1 – 2 картинки по заданию педагога. 2.Вопросы для всей группы на развитие догадки. Чем дальше дети от понимания содержания картины, тем большее количество карточек требуется открывать на первоначальном этапе обучения. © Сонина Т. В., 2013
Стимулирует речевую активность и повышает активность внимания Служит для создания мотивационной установки Помогает отработать математические понятия «цвет», «форма», «время года», «часть суток», «число и цифра» закрепить умение различать эмоции человека запоминать начертания цифр и букв запоминать названия геометрических фигур, основных цветов и оттенков Способствует развитию зрительного восприятия и умения по части представлять целое, памяти, логического мышления, познавательного интереса, смысловой догадки и воображения © Сонина Т. В., 2013