«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В. А. Сухомлинский/
Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью. Всё дело в качестве. Но вы напрасно ищете качество среди станков. Оно рождается в коридорах власти. Эдвард Деминг (1900–1993)
Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Именно в расчете на потребителя организация должна определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения. Реализация данного принципа предполагает создание системы взаимодействия школы со своими потребителями, системы потребительского мониторинга (ПМ) удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей.
Под системой ПМ понимается постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений. Цель ПМ – непрерывное измерение удовлетворенности потребителей для управления качеством образовательного процесса. Требования к системе ПМ – достоверность, простота, оперативность, экономичность.
Объекты ПМ – внутренние потребители (школьники, выпускники, родители преподаватели и сотрудники школы), внешние потребители (работодатели). Опросы потребителей проводят специалисты Службы качества образования. Каналы распространения информации – совет школы, педагогический совет, методический совет, сайт школы. Методы сбора первичных данных – анализ документов, интервью, анкетные опросы.
Методика проведения последнего предусматривает проведение анкетирования каждой группы потребителей по разработанным Службой качества анкетам или опросным листам. Процедура ПМ включает следующие этапы: 1) определение потребностей и ожиданий потребителей; 2) оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг школы. Для каждого исследования вырабатываются критерии оценки, составляются анкета и правила ее обработки; 3) сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей. Результаты исследования доводятся до сведения директора школы; 4) формирование планов корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги.
Выявление степени удовлетворенности качеством образовательных услуг в МБОУ Краснозерской СОШ 1 Результаты анкетирования
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и школа– два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В анкетировании приняли участие: Учителя - 38 человек Обучающиеся 5 – 11 классов – 171 человек из них: 5 – 7 кл. – 68; 8 – 9 кл. – 52 ; 10 – 11 кл. – 51 Родители обучающихся – 118 человек Учителя - 38 человек Обучающиеся 5 – 11 классов – 171 человек из них: 5 – 7 кл. – 68; 8 – 9 кл. – 52 ; 10 – 11 кл. – 51 Родители обучающихся – 118 человек
Результаты анкетного обследования учителей Составляющие образовательного процесса Показатель удовлетворенностиСтепень удовлетворенн ости 1 Организационная сторона 3,10высокая 2Возможность проявления и реализации качеств педагога 3,25высокая 3Социально – психологическая сторона 3,19высокая 3.1Личностно – профессиональные отношения в коллективе 3,30высокая 3.2Отношения с родителями и обучающимися 3,07высокая 4Обеспечение деятельности педагога 3,07высокая 5Административная сторона 2,93средняя
Результаты анкетного обследования родителей Составляющие образовательного процесса Показатель удовлетворенности Общий показатель УО Степень удовлетворе нности 5-7 кл.8-9 кл кл. 1Деятельностная сторона 2,952,862,922,89средняя 2Социально- психологическая сторона 3,102,993,423,08высокая 3Организационная сторона 2,662,802,922,78средняя 4Административная сторона 3,303,113,463,22высокая
Результаты анкетного обследования учащихся Составляющие образовательного процесса Показатель удовлетворенности Общий показатель УО Степень удовлетворе нности 5-7 кл.8-9 кл кл. 1Деятельностная сторона 2,873,092,772,91средняя 2Социально- психологическая сторона 3,093,243,093,14высокая 2.1Отношения с учителями 3,043,303,123,15высокая 2.2Отношения с одноклассниками 3,143,333,343,27высокая 2.3Отношения с родителями 3,613,433,363,47высокая 3Организационная сторона 3,043,022,842,97средняя 4Административная сторона 3,043,233,073,11высокая
1.Организационная сторона ОП 2.Социально психологическая сторона ОП 3.Административная сторона ОП 4.Деятельностная сторона ОП
ИНФОРМИРОВАНИЕ О направлениях деятельности образовательного учреждения О ведущих программах, методах Об основных мероприятиях ПРОСВЕЩЕНИЕ Знание о фазах становления самосознания у школьников Знание о методах и способах формирования умений, коммуникативных навыков у детей КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ По вопросам организации учебного и воспитательного процессов ОБУЧЕНИЕ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (взаимодействие в праздниках, досугах, развлечениях, выставках детского творчества-ребенка-семьи)
Направления работы с родителями Изучение ценностных ориентаций и образовательных потребностей родителей (анкетирование, беседы) Оказание дифференцированной помощи семье на основе выявленных проблем и запросов (работа консультативного пункта) Качественное преобразование используемых форм работы с родителями: - развитие диалогических отношений «педагог-семья»; - поиск, создание и реализация интерактивных методов обучения взрослых Изучение ценностных ориентаций и образовательных потребностей родителей (анкетирование, беседы) Оказание дифференцированной помощи семье на основе выявленных проблем и запросов (работа консультативного пункта) Качественное преобразование используемых форм работы с родителями: - развитие диалогических отношений «педагог-семья»; - поиск, создание и реализация интерактивных методов обучения взрослых
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений Психолого-педагогические задачи взаимодействия школы с семьей -изучение семей детей; -изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.); -обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; -расширение средств и способов работы с родителями; -обеспечение пространства для личностного роста участников --- создание особой творческой атмосферы. -привлечение родителей к активному участию в деятельности ОУ; -изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; -просвещение родителей в области педагогики и детской психологии - Создание для детей комнаты психологической разгрузки.
Замечания и предложения РодителиОбучающиеся Обязательно должны быть хорошие взаимоотношения между учителем и учеником и родителями Учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося Учитывать мнение педагогов и родителей Все устраивает, все хорошо Увеличить количество часов на русский язык и математику Улучшить медицинское обслуживание в школе Необходимо тесное сотрудничество классного руководителя и ученика Больше внимания уделять самостоятельной работе на уроке Высокую заработную плату учителям Работать над оснащением кабинетов
Информированность родителей о деятельности ОУ составляет- 98% Результаты проведенного анкетирования (всего было выдано 117 анкет, из них заполнено 110 анкет) среди родителей МБОУ показали, что: Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка- 92% Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ОУ услуг- 97%.
Анализ анкетирования в % среди учащихся 2-11 классов (выборочный) показал следующее:
Выводы и предложения: 1.Деятельность ОУ на данном этапе может быть признана эффективной и обеспечивающей образовательные потребности обучающихся и родителей (3,05) 2.Учителя и ученики продемонстрировали высокую степень удовлетворенности сторонами образовательного процесса, большинство родителей – среднюю. 3.Целесообразно рассмотреть показатели удовлетворенности в динамике 4.Работать над улучшением качества образовательных услуг. Выводы и предложения: 1.Деятельность ОУ на данном этапе может быть признана эффективной и обеспечивающей образовательные потребности обучающихся и родителей (3,05) 2.Учителя и ученики продемонстрировали высокую степень удовлетворенности сторонами образовательного процесса, большинство родителей – среднюю. 3.Целесообразно рассмотреть показатели удовлетворенности в динамике 4.Работать над улучшением качества образовательных услуг.