Наркотики: радость или смерть «Если ты смерть – отчего же ты плачешь сама, Если ты радость – то радость такой не бывает» Анна Ахматова
Актуальность проблемы 1.Когда учителя и родители замечают изменения поведения подростка, вызванные употреблением наркотика, они думают, что это - трудности переходного возраста. Когда становится ясно, что это связанно с приемом наркотиков, подросток уже перешел зачастую рубеж первой стадии болезни, получил наркотическую зависимость. И бороться с уже сформировавшейся болезнью очень трудно, так как 95% наркозависимых после леченья опять начинают принимать наркотики. Наши дети не знают, какую страшную «игрушку» они запускают, какой «дьявольский» механизм приводят в действие. Во всех антинаркотических программах мира на первое место ставят проблему повышения уровня осведомленности населения в вопросах механизма действия наркотиков. Важно донести до каждого подростка, его учителей и родителей знание об этой страшной болезни. Человек, знающий, как быстро и глубоко начинают патологические процессы при этой «добровольной» болезни, никогда не станет пробовать наркотик. Лучше заранее в семье, в школе разобраться с возможными последствиями. 2.Цель разработки данного урока состоит в том, чтобы на языке, понятном любому человеку с образованием ниже среднего, разъяснить вред даже однократного употребления наркотика. И потом, на основе понимания этого вреда, вызвать в подростке осознанный категорический отказ от первых проб. Главное – нужно уберечь тех, кто еще не пробовал наркотик. Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много хорошего, увлекательного, интересного, дающего огромное и стабильное наслаждение. Это – занятие спортом, увлечение музыкой, любовные отношения. Ещё одна задача помочь тем, кто уже «погряз» в этой беде. Практика показывает, что в ситуации лучше всего разобраться самому. Не поддавайтесь первым эмоциям! Только вы сами, внимательно проанализировав всё, поймете, на какой стадии наркомании находится близкий вам человек, и на каком лечении следует остановить свой выбор. 3.Идеи по объяснению первопричин развития наркомании базируется на результатах очень кропотливой и трудоёмкой экспериментальной работы, проводимой в течение многих лет всевозможными учеными. Развито в применении к наркомании их утверждение о двух параллельных процессах: патологическом с некротическими изменениями в организме и адаптационном (приспособительном), связанном с дестабилизацией гомеостатического контроля важнейших функций организма, с последующим восстановлением уже измененного гомеостаза и появлением наркотической зависимости.
Статистика забеливаний наркоманией и следствие этого процесса. Нужны научные подходы к пониманию проблемы наркомании, которые помогут в поисках наиболее эффективных путей её решения. Каждые два года, начиная с 1993 года, заметно удвоение числа лиц, поставленных на учёт и больных наркоманией. Первый график: красные столбцы – подростки, больные наркоманиями, зеленые столбцы – больные наркоманиями. Мы имеем дело с геометрической прогрессией числа больных наркоманией. Число преступлений, связанных с наркоманией, тоже имеет период удвоения и наблюдается его рост. Скорость прироста тех, кто впервые совершает преступления на почве наркомании (зелёные столбцы), пропорционально числу тех, кто уже вступил на эту криминальную почву (красный столбец).
История употребления и распространения наркотиков. Историю употребления наркотиков важно знать для того, чтобы понять, как возникла эпидемия наркомании в той или иной стране, как побороть её. С незапамятных времён наркотические вещества использовались людьми многих национальностей и вероисповеданий в различных целях. Служители культов применяли их для психического подъёма и нарушения сознания во время религиозных и культовых обрядов. Врачеватели использовали их для восстановления сил, для анестезии и снятия боли. 1. Индийская конопля. Из него получают наркотики, называемые анашой или марихуаной. Но более известным продуктом, получаемым из индийской конопли, является волокно, известное под названием «пенька», веревки, канаты, и ткани из этого волокна. В промышленности можно использовать семена, мякоть и смолу травы. 2.Опий как лекарственное и наркотическое вещество, известен с глубокой древности. Семена и коробочки растения, из которого получается опий, обнаружены при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе. Древнейшие следы найдены на территории современной Швейцарии в свайных постройках. Бодлер ( ) описывает фазы «белого опьянения» опиумом и гашишем: «Я утверждаю, что в настоящее время и в будущем гашиш будет оказывать более роковые последствия; один – спокойный соблазнитель, другой – разнузданный демон»Первая вспышка злоупотребления опием в Европе произошла в начале XIX века после публикации мемуаров английского поэта Томаса де Куинсе «Исповедь англичанина - опиомана»(1822). Второй вспышке «наркоманической эпидемии» во время франко – прусской войны (1870г.) способствовало изобретение шприца.
3.В 1859 – 1860 гг. Альберт Нимман выделил из листа коки алкалоид кокаин. В 1878г. Американский врач Бентли выступил с идеей использования кокаина как «заменителя» для борьбы с морфинизмом, что перешло в новый порок – кокаинизм, а в некоторых случаях больные становились жертвами двойной наркомании – морфинизма и кокаинизма. Действие кокаина на психику вызвало интерес у представителей медицинского мира, в том числе и известного психиатра Зигмунда Фрейда, который в 1883г. произвел сенсацию, исследуя действие кокаина на себе самом. Но оптимизм относительно использования кокаина в психиатрии сменился признанием его реальной опасности. К началу XX века кокаин был полностью исключен из психиатрии. 4.ЛСД был впервые синтезирован в 1938г. в Швейцарии докторами Столлом и Хофманом, но был призван бесперспективным, после чего его изучение было прекращено. 5 лет спустя Альберт Хофман случайно проглатывает ничтожно малое количество спорыньи и испытывает странные ощущения, связанные с воздействием на ЦНС. Именно это явилось открытием ЛСД – психотропного препарата, стимулятора ЦНС, наркотика, позднее запрещенного не только к использованию в медицинских целях, но даже к исследованию в лабораторных условиях. В 70-е годы в США мода на ЛСД-25 была похожа на эпидемию. Распад Советского Союза, начало демократизации, открытие информационных (в том числе и молодежных) каналов принесли России кроме грядущих благ и реформ нарастающие в геометрической прогрессии сложности. Это – глобальное обнищание населения, идеологический прессинг «свободного образа жизни», в которой насилие, наркотики и секс обрастают для молодежи ореолом романтики. Выросло огромное количество коммерческих аптек, где любому школьнику продадут без рецепта почти любое лекарство. Всеохватывающая наркотизация школьников начинается чуть ли не с младших классов, где сейчас в наиболее престижных школах владельцы наркобизнеса бесплатно раздают красочные жвачки, содержащие наркотик. Так прикармливают рыбу в определенном месте, чтобы потом начать там успешный лов.
Мифология наркотиков Миф Употребить 3 раза Не будет последствий Наркотики для творчества От наркотика легко отказаться Употребления стимуляторов не приводит к зависимости Легализация наркотиков Бывший наркоман Слабые наркотики
Причины и условия возникновения наркомании Условно отвечая на вопрос, почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее: 1.Потому что наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать как товар нелегального рынка. 2.Потому что у молодёжи много проблем. Она находится в состоянии постоянного стресса и надеется снять его употреблением наркотика. 3.Потому что в ближайшем окружении человека многие употребляют наркотики, призывают его попробовать их, а у него нет ресурсов для сопротивления. 4.Потому что патологическое действие наркотических веществ начинается на молекулярном уровне. Становление наркотической зависимости проходит на уровне функциональных систем организма.
Социологические аспекты наркомании С какого возраста начинается вовлечение подростков в наркотизацию? лет. Дети получают начальное образование, начинается сложный период социализации и адаптации к новым условиям учёбы. Расширение круга общения, желания произвести впечатление на новых друзей можно привести к рискованным экспериментам.(приобщение старшими) 2.12 – 14 лет. Начинается период половой зрелости – 16 лет. Дети заканчивают 9 классов. Часть учеников уходит в колледже, в другие школы. Новые друзья, новые подруги. (Вовлечение старшими учащимися) 4.17 – 18 лет. Большинство поступает в университеты, колледжи, училища. Из-за наличия больших студенческих потоков, глобального увеличения круга общения идет обвальное приобщение молодёжи к процессу употребления наркотиков.
Нет наркотикам