О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова
2Критерии: - соответствие структуры ФГОС требованиям макетов, утвержденных Министерством образования и науки; - соответствие структуры ФГОС требованиям макетов, утвержденных Министерством образования и науки; - адекватность логики построения содержания ФГОС структуре компетентностной модели подготовки специалистов; - адекватность логики построения содержания ФГОС структуре компетентностной модели подготовки специалистов; - формулирование требований к результатам обучения в виде совокупности компетенций, адекватной потребностям обучающихся, общества и рынка труда; - формулирование требований к результатам обучения в виде совокупности компетенций, адекватной потребностям обучающихся, общества и рынка труда; - обоснованность терминов и определений, дополнительно вводимых в проектах, их соответствие основным Федеральным законам и общепринятым документам в сфере высшего образования; - обоснованность терминов и определений, дополнительно вводимых в проектах, их соответствие основным Федеральным законам и общепринятым документам в сфере высшего образования; - широкое использование экспертных оценок, в том числе внешних со стороны академического и профессионального сообщества, отзывов и рецензий на проекты, подтверждающих готовность ведущих вузов по направлению «Менеджмент» использовать проект ГОС для разработки и реализации образовательных программ; - широкое использование экспертных оценок, в том числе внешних со стороны академического и профессионального сообщества, отзывов и рецензий на проекты, подтверждающих готовность ведущих вузов по направлению «Менеджмент» использовать проект ГОС для разработки и реализации образовательных программ; - соответствие структуры и содержания ГОС по подготовке бакалавров и магистров рекомендуемым учебным циклам в зачетных единицах трудоемкости; - соответствие структуры и содержания ГОС по подготовке бакалавров и магистров рекомендуемым учебным циклам в зачетных единицах трудоемкости; - соответствие содержания ГОС требованиям к обеспечению реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, материально-техническим и информационным - соответствие содержания ГОС требованиям к обеспечению реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, материально-техническим и информационным
3 Бакалавр. Универсальные компетенции
4 Бакалавр. Профессиональные компетенции
5 Магистр. Универсальные компетенции
6 Магистр. Профессиональные компетенции
7 Бакалавр. Универсальные компетенции, рекомендованные вузами УМО
8 Бакалавр. Профессиональные компетенции, рекомендованные вузами УМО
9 Магистр. Универсальные компетенции, рекомендованные вузами УМО
10 Магистр. Профессиональные компетенции, рекомендованные вузами УМО
11 ПРОБЛЕМЫ компетентностного подхода Позволяют ли компетенции ФГОС с высокой вероятностью прогнозировать будущие профессиональные успехи выпускников вузов?; Позволяют ли компетенции ФГОС с высокой вероятностью прогнозировать будущие профессиональные успехи выпускников вузов?; Как правильно корреспондировать таксономический ряд «знать – уметь – владеть» и перечень дисциплин в основной образовательной программе с составом компетенций по различным образовательным уровням?; Как правильно корреспондировать таксономический ряд «знать – уметь – владеть» и перечень дисциплин в основной образовательной программе с составом компетенций по различным образовательным уровням?; Будет ли осуществлена существенная перестройка содержания и методов обучения с ориентацией на компетентностную модель подготовки специалистов в вузах? Будет ли осуществлена существенная перестройка содержания и методов обучения с ориентацией на компетентностную модель подготовки специалистов в вузах? Сумеют ли вузы и структуры, занимающиеся государственной аккредитацией, создать системы контроля и оценки качества подготовки выпускников адекватные компетентностному подходу и обладающие высокой прогностичностью ? Сумеют ли вузы и структуры, занимающиеся государственной аккредитацией, создать системы контроля и оценки качества подготовки выпускников адекватные компетентностному подходу и обладающие высокой прогностичностью ?
12 Разработка компетентностно- ориентированных экзаменов Определение участников Определение участников Программа экзамена Программа экзамена Модель экзамена Модель экзамена Примеры заданий Примеры заданий Стандартизация Стандартизация Разработка компетентностно- ориентированных заданий Разработка компетентностно- ориентированных заданий Апробация и коррекция Апробация и коррекция Контроль характеристик заданий Контроль характеристик заданий Сборка теста Сборка теста
13 Участники процесса Конструкторы теста Конструкторы теста Группа разработчиков Группа разработчиков Когнитивная лаборатория Когнитивная лаборатория Экспертная группа Экспертная группа Внешняя контролирующая группа Внешняя контролирующая группа
14 Программа экзамена определение целевой группы экзаменуемых определение целевой группы экзаменуемых определение предмета и уровня контроля определение предмета и уровня контроля аспекты компетенций в форме, удобной для измерений (операционализированной) аспекты компетенций в форме, удобной для измерений (операционализированной) аспекты знаний, умений и навыков аспекты знаний, умений и навыков
15 Аспекты компетенций: личностная сфера личностная сфера образовательная сфера образовательная сфера трудовая сфера трудовая сфера научная сфера научная сфера (включая ограничения по процентному представлению каждой из этих сфер, по минимальному (максимальному) числу компетенций и заданий для каждой компетенции в итоговом тесте) Модель экзамена
16 Когнитивная лаборатория Включает педагогов, психологов и методистов Основные функции – проведение аудиозаписи и анализ реального хода выполнения студентами компетентностных заданий, мониторинг прироста индивидуальных достижений по отдельным компетенциям Основные функции – проведение аудиозаписи и анализ реального хода выполнения студентами компетентностных заданий, мониторинг прироста индивидуальных достижений по отдельным компетенциям
Спасибо за внимание