Инновационные оценочные средства Канд.пед.наук Давыдова О.В. ГУУ
Основные черты Европейской системы переноса и накопления кредитов (ECTS) Кредиты ECTS Учебная нагрузка студентов Результаты обучения и компетенции Оценочная шкала ECTS
Проблема объективной оценки результатов обучения в условиях формирующейся кредитно-модульной системы образования Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ЕСТS, как единиц измерения учебной нагрузки студента. Система базируется на учебной нагрузке, необходимой для достижения целей программы обучения. Эти цели желательно определять в терминах результатов обучения и компетенций, которые должны быть получены.
Общий балл, выставляемый по итогам каждого курса в европейском вузе Общая оценка может включать в себя: 30% баллов - академическая активность студента на лекционных и семинарских занятиях 30% баллов - результаты промежуточного испытания (эссе на заданную тему, самостоятельная работа, промежуточный контроль в виде тестирования и т.п.) 40% баллов – собственно экзаменационная оценка
Группы компетенций бакалавра Общекультурные компетенции (21) Профессиональные компетенции: А) организационно-управленческие (25) Б) информационно-аналитические (22) В) предпринимательские (3) 71 компетенция
Группы компетенций магистра Общекультурные компетенции (6) Профессиональные компетенции: А) организационно-управленческие (8) Б) аналитические (4) В) научно-исследовательские (4) Г) педагогические (2) 20 компетенций
Инновационные оценочные средства тестовые измерители портфолио задания – кейсы стандартизированное анкетирование
Участники работ по созданию инновационных оценочных средств Конструкторы тестов, разрабатывающие спецификацию теста Группа разработчиков заданий из числа преподавателей учебной дисциплины Когнитивная лаборатория, которая создается специально для реализации компетентностно- ориентированных тестов Экспертная группа из числа преподавателей, не участвовавших в разработке тестов Внешняя контролирующая группа из числа работодателей и представителей академического сообщества
Свойства тестовых измерителей Компетентностные тесты должны обладать : высокой надежностью (объективностью) Надежность - степень устойчивости (повторяемости) и точности результатов измерения высокой валидностью (обоснованностью) Валидность - адекватность эмпирических результатов поставленной цели обучения конструктная (содержательная) валидность Конструктная валидность устанавливается экспертным путем прогностическая валидность Прогностическая валидность устанавливается сопоставлением данных тестирования и отзывов работодателей
Процесс обучения I планирование содержания обучения опирается на набор компетенций, заложенных ФГОС и самим вузом II реализация программ обучения в учебном процессе рассматривается в сочетании с субъективными факторами III анализ качества подготовки производится исходя из оценки уровня достижения компетенций, заложенных на первом этапе планирования
Спецификация компетентностных тестов Назначение теста Нормативные документы, определяющие содержание теста Объекты контроля Перечень разделов содержания теста Перечень формируемых знаний, умений, навыков Перечень формируемых компетенций (общекультурные и профессиональные) Структура теста Структура теста по разделам содержания. Структура теста по формируемым знаниям, умениям, навыкам. Структура теста по проверяемым компетенциям. Рекомендации по апробации теста Способы оценивания заданий Время выполнения теста План теста
задан ия Содержательный раздел Проектируе мые результаты обучения Формируемые компетенции Время выпол нения Способ оценива ния Проектируемые результаты обучения: - Знания - Умения - Навыки Способ оценивания: дихотомический или политомический
Портфолио Портфолио - целевая подборка работ студентов, раскрывающая его успехи и достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах С помощью портфолио происходит оценивание умений самостоятельно решать проблемы различного содержания и проявлять логическое мышление при выполнении законченных практико-ориентированных работ, проектов и набросков, особенно значимых для поставленных целей обучения
Типология портфолио Рабочее портфолио – подборка работ за определенный период времени Протокольное портфолио – работы, подтверждающие освоение содержания учебной деятельности Процессное портфолио – достижения по отдельным периодам обучения Итоговое портфолио – подборка работ для суммарной оценки учебных достижений
Кейс-метод Кейс-метод представляет собой методически организованный процесс анализа конкретных хозяйственных ситуаций Кейсы различаются по объему – большие и мини-кейсы Виды кейсов, в зависимости от объема формируемых компетенций: иллюстративные кейсы аналитические кейсы кейсы принятия управленческих решений Виды кейсов в зависимости от содержания: сюжетные кейсы (рассказ о произошедших событиях) бессюжетные кейсы (представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок и т.п.) смешанные кейсы, содержащие и сюжет, и какие-либо статистические материалы
Стандартизированное анкетирование Формализованный отзыв руководителя практики или работодателя о работе студента (выпускника) Содержит перечень компетенций (общекультурных и профессиональных) Работодатель оценивает уровень владения компетенциями, представленными в перечне
Литература Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр). Проект. – http// Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») – Гладких И.В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации. СПб.: Изд-во ВШМ СПбГУ, – 84 с. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества при аттестации: компетентностный подход: учеб.пособие – М., Университетская книга; Логос, – 272 с. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов высшего образования в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ. – Вестник университета, 2010, 4, с.109 – 113. Макарова И.К., Алехина О.Е., Крайнова Л.М. Привлечение, удержание и развитие персонала компании: учеб.пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, с.
Спасибо за внимание