Подготовила: Глухова С. Н., учитель биологии высшей категории «старший учитель», Красногвардейской ОШ 1 АР Крым «Я – концепция» личности
«Я-концепция» это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» является результатом самосознания.
СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ самовосприятие самонаблюдение Самоанализ Я - концепц ия «Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: - самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений), - самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) - самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними)
Компоненты «я - концепции» Когнитивный (образ Я) Когнитивный (образ Я) Оценочный (самооценка) Оценочный (самооценка) Поведенческий Представления личности о самом себе Эмоциональная оценка образа Я Поведенческие реакции или действия, вызванные знаниями о себе
РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ Я-КОНЦЕПЦИяЯ-КОНЦЕПЦИя Я-КОНЦЕПЦИяЯ-КОНЦЕПЦИя Способствует достижению внутренней согласованности личности Определяет характер интерпретации жизненного опыта личности Является источником установок и ожиданий личности Воздействия сопоставляются с «Я-концепцией», если не соответствуют, вытесняются механизмами психолог. защиты, которые охраняют целостность «Я-концепции». «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции». определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка)
Позитивная Я - концепция учителя: уверенность в способности к тому или иному виду деятельности чувство собственной значимости Твердая убежденность в импонировании другим людям Позитивная Я- концепция учителя - одно из ведущих условий формирования позитивной Я- концепции ученика. От педагога требуется полная осведомленность о состоянии этой концепции у учащихся. С этой целью необходимо вести наблюдения систематически, планово, при этом, в поле зрения должны попасть различные проявления воспитанника
формирование позитивной Я - концепции ученика Создание условия для укрепления уверенности воспитанника в том, что он нравится окружающим, вызывает у них уважение. Его в первую очередь интересуют «значимые другие». Свобода как возможность и наличие выбора – условие формирования положительной Я-концепции. Формирование чувства собственной значимости - основы положительных представлений о себе. Позитивная Я- концепция формируется в результате разнообразных форм успешной деятельности. Именно по этому школа не должна замыкаться на одном- единственном виде деятельности - учебе.. Учитель как организатор воспитательного процесса организует, и поддерживает культурную среду, способствующую самореализации. Обеспечивает Адекватность представлений, которые определяются успехами в разнообразных видах деятельности.