Использование компьютерной логопедической программы «Игры для тигры» в МДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
автор: Л.Р.Лизунова
«Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды» (Т.К.Королевская, 1989; Ж.А.Тимофеева, 1997)
Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока:«Звукопроизношение», «Просодика»,«Фонематика», «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать логопедическую работу в соответствующем направлении.
Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию и развитие просодических характеристик речи и позволяют визуализировать длительность речевого выдоха, силу речевого выдоха, громкость голоса, тембр голоса, интонационную выразительность, четкость и разборчивость речи. При работе с упражнениями данного блока важную роль играет правильность пользования микрофоном.
Упражнения блока «Звукопроизношение» позволяют учителю-логопеду работать над формированием правильных артикуляционных укладов в двух режимах: мультипликационном и схематическом. В процессе работы с упражнениями данного блока ребенок должен оценивать положение органов артикуляции при произнесении изучаемого звука, с помощью учителя-логопеда определить, как добиться правильной артикуляции, и воспроизвести ее.
Блок «Фонематика» состоит из четырех модулей: «звуки», «слова», «анализ», «синтез». Упражнения этого блока способствуют развитию: -слухового внимания, -способности выделения заданного звука на материале слов, -словесно-логического мышления; позволяют организовать работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза, необходимых при подготовке дошкольника к обучению грамоте.
Упражнения блока «Лексика»» направлены на преодоление нарушений языкового развития ребенка и раскрывают наиболее значимые моменты коррекционной работы: расширение объема словаря; формирование и развитие структуры значения слова; введение слова в систему лексических связей; формирование грамматического значения слова; развитие коммуникативных навыков.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно- образовательного процесса. Но в нашем ДОУ помнят, что продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет составляет 10 мин., для детей 7 лет – мин. (СанПиН – Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров)