ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЙ Этапы становления законодательства год Новый Земельный кодекс Российской Федерации 30 декабря 2004 Градостроительный кодекс Российской Федерации
Новый Градостроительный кодекс РФ, закрепляет размежевание полномочий между различными уровнями публичной власти в области территориального планирования. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ Принцип «независимости» нижестоящих уровней публичной власти от вышестоящих, в случае невыполнения последними полномочий и обязанностей в сфере территориального планирования На основании установленного Градостроительным кодексом распределения непересекающихся полномочий создаются основания для закрепления следующих двух основополагающих принципов территориального планирования: Принцип четкой формализации процедур согласования документов территориального планирования по субъектам, предметам и срокам согласования
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ ВМЗ поселений в сфере землепользования определены Федеральным Законом N 131-ФЗ и включают, в частности: планирование застройки территории поселения территориальное зонирование земель поселения изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд установление правил землепользования и застройки территории поселения осуществление земельного контроля над использованием земель поселений
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ В частности, полномочия в области градорегулирования и землепользования конкретизированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации в следующем объеме: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ Принципиальная особенность принятого законодательства является закрепление последствий за бездеятельность поселений по исполнению отнесенных к их компетенции полномочий. Основные и наиболее важные последствия заключаются в следующем: с 1 января 2008 года не допускается принятие решений о резервировании земельных участков, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (генерального плана поселения) с 1 января 2010 года не допускаются предоставление земельных участков для строительства и выдача разрешений на строительство при отсутствии местного нормативного правового акта – правил землепользования и застройки
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ Таким образом, принятое законодательство требует, чтобы на уровне поселения были приняты, по меньшей мере, следующие нормативные акты : Нормативный правовой акт, устанавливающий состав, порядок подготовки документов территориального планирования поселения, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов (принимается представительным органом) Генеральный план поселения (принимается представительным органом) Нормативный правовой акт, устанавливающий состав и порядок деятельности Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки (утверждается распоряжением главы местной администрации)
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ Таким образом, принятое законодательство требует, чтобы на уровне поселения были приняты, по меньшей мере, следующие нормативные акты : Правила землепользования и застройки поселения (принимаются представительным органом) Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (принимается представительным органом) Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования (принимается представительным органом) Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (принимается представительным органом)
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ На уровне поселения основным документом территориального планирования является Генеральный план поселения, который включает в себя планирование размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: В отношении всей территории поселения Генеральный план устанавливает функциональное зонирование - выделение зон в границах поселений, для которых определены границы и функциональное назначение. объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения; автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения; объектов жилищного фонда в целях реализации муниципальных программ сноса и реконструкции жилищного фонда, утвержденных представительными органами муниципальных образований; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОСЕЛЕНИЯ Генеральный план поселений должен включать в себя: I. Положения о территориальном планировании, в т.ч.: цели и задачи территориального планирования; перечень мероприятий и указание на последовательность их выполнения. II. Карты (схемы), указывающие: границы поселения существующие и планируемые границы населенных пунктов в пределах поселения границы функциональных зон с отображением характеристик планируемого развития таких зон и т.д. III. Обосновывающие материалы, в т.ч. текст и карты (схемы).
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОСЕЛЕНИЯ Генеральный план поселения должен учитывать решения документов территориального планирования вышестоящих уровней (субъект РФ и Российской Федерации) и быть согласован с соседними муниципальными образованиями, в случае принятия решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающие муниципалитеты. Срок согласования ограничен тремя месяцами в случае отсутствия согласительной комиссии и шестью месяцами при её наличии. Не позднее трех месяцев со дня утверждения генерального плана главой местной администрации поселения утверждается план реализации генерального плана поселения, который должен содержать: решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки или о внесении изменений в правила землепользования и застройки; сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов; сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения; финансово-экономическое обоснование реализации генерального плана.
Градостроительное (правовое) зонирование - относительно новый институт градостроительного регулирования на местном уровне, впервые был введен Градостроительным кодексом РФ от 1998 года. Действующий Градостроительный кодекс РФ воспроизвел принципы и нормы ранее действовавшего Градостроительного кодекса от 1998 года, а также принципы и нормы Земельного кодекса РФ применительно к правовому зонированию, зонированию территорий. Правовое зонирование, в отличие от других видов зонирования (экологического, ландшафтного) своим результатом имеет документ юридической силы, местный нормативный правовой акт «Правила землепользования и застройки», обязательный для исполнения всеми владельцами и пользователями Указанный вид зонирования недвижимости в городе. Указанный вид зонирования - это установление на основе и с учетом документов территориального планирования регламентов разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в соответствующих территориальных зонах. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ Данный вид зонирования является правовым механизмом взаимодействия в рыночных условиях органов власти с физическими и юридическими лицами и обеспечивает им гарантированное право на разрешенное использование и изменение недвижимости путем соответствующего выбора в рамках установленных регламентов, предоставляя возможность для наилучшего и наиболее эффективного с экономической точки зрения использование недвижимости.
ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ В рамках данного определения под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты и порядок применения таких документов и внесения в них изменения. Правила землепользования и застройки включают в себя текстуальную (процедурную) и картографическую части. Процедурная часть содержит порядок применения правил землепользования и застройки (т.е. процедуры, связанные с подготовкой и осуществлением строительных изменений объектов недвижимости) и внесения в них изменений. Картографическая часть включает карту градостроительного зонирования городской территории, а также описание требований и ограничений по использованию и строительному изменению недвижимости в границах выделенных территориальных зон -градостроительный регламент разрешенного использования.
ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИЙ Процесс планировки территории определяется как действия по упорядочению и созданию условий для развития территории и включает в себя подготовку документов по планировке территории и их реализацию. Документы по планировке территории (проекты межевания, проекты планировки, градостроительные планы земельных участков) содержат характеристики и параметры ее планируемого развития, а также фиксированные границы регулирования землепользования и застройки, в том числе, в виде красных линий, границ земельных участков (проекты межевания), границ зон планируемого размещения объектов, границ зон действия публичных сервитутов. Основанием для планировки территории являются документы территориального планирования (включая генеральные планы поселений), а также правила землепользования и застройки. Целью разработки проектов планировки является: выделение элементов планировочной структуры (кварталы, проезды и т.д.) установление характеристик и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры
ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИЙ В состав проектов планировки входят: » утверждаемая часть » материалы по обоснованию проекта планировки. Чертежи планировки территории, на которых отображаются: линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, транспортные сооружения, коммуникации, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; линии, регулирующие застройку (красные линии); границы зон планируемого размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; Решения о: размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории, характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно- технического обеспечения территории. Утверждаемая часть проекта планировки содержит:
ПРОЕКТЫ МЕЖЕВАНИЯ Цель разработки проектов межевания - это установление границ застроенных земельных участков, незастроенных земельных участков, планируемых к предоставлению физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. фактического землепользования градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом:
ПРОЕКТЫ МЕЖЕВАНИЯ В состав проектов межевания входят чертежи межевания территории, на которых отображаются: утвержденные в составе проекта планировки территории красные линии; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, и земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (прав ограниченного пользования чужим земельным участком, установленных в отношении неограниченного круга лиц).
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или отдельным документом. Градостроительный план земельного участка включает: границы земельного участка границы зон действия публичных сервитутов информацию о градостроительном регламенте информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке минимальные размеры отступов от границ земельного участка, в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которого запрещено возводить здания, строения, сооружения информацию о расположенных в границах земельного участка или планируемых к размещению объектах капитального строительства, объектах культурного наследия информацию о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОСЕЛЕНИЯХ Местные нормативы проектирования - минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории), которые учитываются при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований, а также проектов планировки территории, утверждаемых органами местного самоуправления поселений.
Состав и содержание местных нормативов градостроительного проектирования определяется нормативными актами представительных органов муниципального образования. Опыт разработки подобных документов свидетельствует, что в состав нормативов следует включить как минимум показатели для: МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОСЕЛЕНИЯХ определения интенсивности использования территорий различного назначения в зависимости от их расположения, а также этапов последовательного достижения поставленных задач развития таких территорий определения размеров земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых для государственных или муниципальных нужд обеспечения доступности объектов социального, транспортного обслуживания путем установления расстояний до соответствующих объектов различных типов и применительно к различным планировочным и иным условиям определения потребности в территориях различного назначения определения иных параметров развития территории при градостроительном проектировании